Цель и предназначение мира - Рав Захарья Мататьяу
Рубрики

Цель и предназначение мира

Помочь уроку

Ещё одна проблема, волновавшая умы человечества всех поколений. “Для чего был создан мир”. Цель и предназначение мира, если есть таковые.

Ответ на этот вопрос также находится в первом слове “Берейшит” (В начале). Первая буква “бет” слова “Берейшит” означает также “бишвил” (для), поэтому ещё один смысл первого слова означает “Для начала”. То есть “Для начала сотворил Б-г небо и землю”. Что же является “началом”?

Раши приводит мидраш (брейшит раба 1-1) для Торы, которая называется “начало пути Его” ( Мишлей 8-22) и для Исраэля, который называется “начало плодов Его” (Ирмияу 2-3). То есть мир был создан для того, чтобы был еврейский народ и занимался изучением Торы. Надо понять этот ответ Раши.

Вопрос: почему Творец создал мир?

Часто задают вопрос: почему Творец создал мир? Если ответить, чтобы дать благо творениям, то следует вопрос: а зачем Ему это нужно? Во первых, Творцу действительно не нужен этот мир. Он создал его для людей. Во вторых, Тора запрещает спрашивать вопросы о самом Творце или о его “природе”, что называется “исследованием” Творца.

С точки зрения человека вопрос “почему” разделяется на два вопроса. “Для чего” в мире и “для чего” ему. Например, человек решил сделать стул. Почему? И для чего? То есть, по какой причине и какова цель. На первый взгляд, поскольку он хочет сидеть – поэтому решил сделать стул. Причина – желание сидеть, цель – удовлетворить желаемое, то есть воспользоваться стулом для сидения. Стул является орудием или средством для осуществления цели.

Мудрецы Торы сообщают нам более точное определение.

Причина и цель находятся только в мысли, но не в природе. Невозможно также осуществить цель в мысли. Чтобы привести причину к цели, необходимо выполнить направленное к цели действие в природе. То есть, создать орудие и использовать его по назначению. Создать орудие означает придать материи форму, соответствующую задуманной цели. Форма стула не случайна, а результат направленного действия, в которой в некотором смысле отображается цель действия. Предназначение стула – это та цель для которой он был создан.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

В молитве принятия субботы сказано “соф маасе бэмахшава тхила” – “конец действия в мысли в начале”. Первое что появляется в мысли – это конец действия. Цель предшествует причине. Получается, конечная цель, видимая в сознании, является причиной действия. То есть, цель – она же и причина, или, другими словами, причина – это потенциальная цель.

Это не совсем понятно, поскольку причиной создания стула должно быть желание человека сидеть. Но если всё-таки взглянуть глубже в сознание человека, невозможно представить, чтобы возникло желание сидеть без того, чтобы человек представлял себе ясно, что значит сидеть, то есть конечную цель. Таково качество человеческой сущности – невозможно желать того, о чём он не имеет представления и не видит в своём сознании. Сначала видит, а потом желает. Только после того, что он видит себя как бы сидящим, то есть видит в своём сознании некоторую форму подобия стула, он может захотеть этого. Именно форма стула, возникшая в сознании человека, породила в некотором смысле желание сидеть. Эта довольно глубокая идея сказана в молитве “конец действия в мысли в начале”, конечная цель предшествует причине. Возникшее желание, возможно, побуждает осуществить замысел, но всё-таки причиной является конечная цель.

Желание человека обычно исходит из его потребности, что является качеством его недостаточности и ограниченности. Поэтому мы можем спросить, для чего ему это нужно. Но у Творца нет недостатка и границ, поэтому не может быть и вопроса для чего Ему нужен мир. Вопрос, для чего Творцу нужно было создавать мир, некорректен, поэтому мудрецы Торы спрашивают другой вопрос – для какой цели был создан мир.

Можно попытаться взглянуть глубже. Если сама конечная цель, возникшая в сознании человека, является причиной созидания и вызывает желание, то откуда и почему она возникла? Это большая загадка для человека.

В утренних благословения еврей благодарит Вс-вышнего, за то что “обучает Тору народу Израиля”. Казалось бы, человек сам прикладывает усилия, чтобы понять Тору. Где же Вс-вышний его обучает? На самом деле, каждый изучающий Тору может засвидетельствовать, что после стараний знание вдруг открывается ему. Он обычно видит в этом подарок с небес.

Знание Торы настолько глубоко, что никакие способности не могут дать возможность открыть его без помощи Вс-вышнего. Известно в еврейской традиции, что успех в познании Торы не обязательно связан со способностями человека. Многие из великих еврейских мудрецов обладали очень посредственными способностями, но достигли глубоких и обширных знаний благодаря своему желанию, стремлению и настойчивости, а главное, благодаря многочисленным молитвам, в которых обращались к Вс-вышнему с просьбой открыть им врата знания.

Похожее можно увидеть и в обычном знании. Человек находится в постоянном поиске разрешения проблем, возникших на его пути. Известно, что открытие в науке не является результатом последовательной цепочки логических рассуждений, а наоборот, внезапным качественным скачком в понимании проблемы. Учёные затрудняются объяснить причину этого явления. С другой стороны, исследователь прилагает значительное усилие, чтобы сосредоточиться на проблеме. Что значит сосредоточиться? В конце концов, он всего лишь старается думать только о данной проблеме и отбросить посторонние мысли, а также всеми силами стараясь понять, как бы обращается с просьбой к кому-то дать ему понимание. Если посмотреть в законах молитвы – это как раз то, что требуется при молитве. Возможно, действительно в процессе сосредоточения присутствует некоторый элемент молитвы. Исследователь, не замечая того, как бы просит у Вс-вышнего открыть ему знание. В результате, иногда ему открывается идея, то есть он внезапно видит в своём сознании конечный результат, который в результате и становится в основе созидания и является его причиной.

Знание приходит человеку извне, непонятным для него образом. “Озарение” – одно из больших чудес, с которыми довольно часто сталкивается каждый человек. По всей видимости, это подарок ему за старания и молитвы. Возникший таким образом замысел в сознании человека является целью, а также причиной его созидания.

Желание человека связано с его потребностью. У него нет недостатка в потребностях, но далеко не все потребности приходят к удовлетворению. Потребность сидеть одна из них. Поскольку в замысле Творца было, чтобы человек в какой-то момент создал стул, Он “посылает” в сознание человека возможный образ стула, которое вызывает желание сидеть, и побуждает его к созданию стула. Получается, что причиной всего, включая действия человека, является сам Творец, кроме того что сам Творец выделил для свободы выбора человека.

Вопрос: почему запрещается исследовать Творца?

Однако можно спросить: почему же запрещается исследование Творца? С одной стороны, иудаизм, в отличие от других религий, обычно апеллирует к разуму, но здесь обнаруживается, что в еврейской религии также есть вопросы которые нельзя задавать, и на которые нет ответа, а надо принимать на веру.

В действительности существует разница между иудаизмом и другими религиями и философскими течениями. В иудаизме запрещается человеку исследовать Творца, поскольку он всё равно не способен постичь Его, так как человек ограничен в своём разуме, а Творец не имеет границ. Человек может знать о Творце только то, что Творец сам сообщил ему о себе. С другой стороны Творец сообщил человеку всё что ему необходимо для выполнения его роли в мире. Даже если еврей сможет понять что-либо ещё о сути Творца, что это изменит в его подходе к жизни и в роли в ней? Разве после этого он не должен будет выполнять мицвот? Нет. Это никак не повлияет на его жизнь. Нет для еврея необходимости в этом знании в этом мире. Возможно, поэтому Творец не сообщил об этом.

Но в других религиях и философских течениях, вопрос, на который нет ответа и что необходимо принять на веру, стоит в основе самого мировоззрения. Так что ответ на этот вопрос в ту или иную сторону может привести к принятию или отвержению самой религии или течения, а также к перемене в образе жизни человека. Как, например, мировоззрение атеизма зиждется на идее о самовозникновении и саморазвитии материи, что невозможно проверить и доказать, а необходимо принять на веру. С другой стороны, ответ на этот вопрос может коренным образом изменить отношение человека к самому мировоззрению, а также повлиять на весь его образ жизни. Христианство стоит на нескольких аксиомах, всеми признанными как недоказуемые. Непринятие одной из которых выбивает почву из под ног всего мировоззрения.

Кроме этого известно, что процесс исследования на самом деле не является последовательным и постепенным приближением к пониманию проблемы. В начале исследователь предлагает некоторую гипотезу, или модель действительности, а затем проверяет, если она соответствует и объясняет наблюдаемые явления. Если нет, то модель несколько изменяется, пока не удовлетворит исследователя. Таково качество человеческого разума и только таким путём он подходит к исследованию. Если так, то как будет происходить процесс исследования Творца? Исследователь обязан в самом начале представить в своём сознании некоторую модель Творца. Дать модель – значит ограничить, поставить определённые рамки. По отношению к Творцу это невозможно, поскольку Он неограничен. Но если всё-таки человек попытается предложить модель для Творца, тем самым он никак не приблизится к пониманию Творца, а лишь создаст для себя новое языческое божество. В тот момент, что он представит Творца в своём сознании в некоторой форме или в некоторой модели, он перестаёт исследовать Творца и начинает исследование придуманного им нового языческого божества. Что является одним из самых больших запретов Торы. Поэтому запрещается даже из любопытства проводить исследование “природы” Творца, поскольку это сразу же приводит к язычеству.

С другой стороны, изучение Торы – это познание Творца так как Творец сам обучает людей. Более того, спрашивается, какую награду получает праведник в следующем мире? – Изучение Торы. Человек в этом мире ограничен телесными слабостями и способностями и получает только искры настоящего знания Торы, но в мире грядущем в награду за своё стремление откроется перед ним знание Торы во всей своей полноте и глубине. Возможно, познание Творца в правильном представлении – как раз и есть та награда, которая стоит для человека в следующем мире, но в этом мире не достижима для него.

 

Предназначение и цель в языке Торы

Мы говорили что каждое слово на святом языке показывает на суть понятия. Слово “предназначение” на языке Торы пишется “תכלית” (тахлит). Первая и последняя буква слова “ת” . Сама буква “ת” последняя буква в алфавите поэтому (кроме других смыслов) показывает на цель и предназначение. Здесь она в конце слова поскольку цель находится в конце и всё действие направлено к ней. Но почему та же буква в начале? Ведь вначале должна быть причина. Но, как было сказано, настоящая причина это цель в потенциале что выходит из слов молитвы “Конец действия в мысли в начале”.

Поэтому буква “ת” находится также в начале слова “תכלית” – конец действия в мысли в начале. То есть цель предшествует причине. Человек видит в мысли конечный результат действия что и приводит к желанию осуществить видимую им в мысли цель. Поэтому та же буква показывает на причину которая находится в начале.

Между двумя буквами “ת” находится слово “כלי” (кли) что означает на иврите орудие или средство. Получается что внутри слова “предназначение” заключается его смысл.

“ת – כלי – ת”

Первая буква “ת” – причина

Последняя буква “ת” – цель

Посередине слово “כלי” – средство или орудие

То есть путь от причины к цели проходит через орудие, что и является средством достижения цели.

Человек чтобы осуществить желаемую цель должен произвести действие в природе. В примере со стулом он должен найти подходящий материал и придать ему подходящую форму, причём действие должно быть не случайным а направленным к желаемому результату. Построенный стул становится “כלי” – орудием или средством для выполнения цели. Это ещё не всё. Кроме этого необходимо использовать это орудие – стул – по назначению а не просто затопить им печь. Поэтому стул, когда он используется по назначению, становиться средством или орудием чтобы прийти от причины к цели. Как раз этот смысл записан внутри слова “תכלית“. Это и является предназначением стула что и означает смысл всего слова.

Если продолжить наши рассуждения, слово “כלי” (орудие) , находящееся в середине, относится к миру природы и только к нему. Орудие связано с действием и только в нём имеет смысл. Действие возможно только в мире природы. С другой стороны причина, как было сказали выше, не находится в материальном мире, следовательно первая буква “ת” означающая причину показывает на духовную действительность. Соответственно, последняя буква “ת“, означающая цель – причину в своём конечном исполнении, также относится к духовному миру. Поэтому более правильная диаграмма будет выглядеть так:

ת ת духовный мир

<—————————/————–

/ материальный мир

כלי

Или

цель причина духовный мир

<—————————/————–

/ материальный мир

орудие

Таким образом, осуществить замысел означает привести причину к цели. Причина и цель находятся в духовном мире. Что бы прийти от причины к цели необходимо “спустится” в материальный мир и выполнить в нём направленное к цели действие. Без материального мира не возможно осуществить задуманную цель.

То есть природа является средством для осуществления цели, как стул является средством для использования его человеком.

Слово “орудие” – “כלי” также можно “расшифровать” похожим способом. Оно состоит из трёх букв. Первая буква “כ” – “каф” показывает на действие, что сказано в самом названии буквы. Кисть руки, символизирующая действие человека, называется “каф аяд”. Вторая буква “ל” – “ламед” показывает на движение. Приставка “ל” соответствует русской букве “к” – “по направлению к…”. Название буквы “ламед” означает также “лимуд” – “учение”, что тоже показывает на движение. Познание это движение в духовном мире. Буква “י” – “юд” показывает на бесконечность. Будучи самой маленькой буквой она намекает на сокрытие, мир невидимый, то есть мир духовный, там где находится цель.

Теперь, если мы прочитаем слово “כלי” по смыслам букв – “каф”, “ламед”, “юд”, получим определение – орудие это то чем выполняется действие в мире природы по направлению к цели, которая находится в мире духовном.

Вс-вышний для выполнения своего замысла создал мир природы. Причину не дано человеку понять. Осталось понять цель творения. Об этом и говорит Раши.

 

Предназначение мира в принятом мировоззрении

В принятом мировоззрении не совсем ясна сама идея предназначения мира. По мнению многих такого просто нет. Природа развивается от простому к сложному в результате случайных внешних или внутренних изменений. “Случайно” по определению означает “без намерения” и значит без цели. Направленное означает действие по направлению к определённой цели. Случайное противоположно направленному. Случайное не может быть направленным и наоборот направленное не может быть случайным. Это два взаимоисключающих понятий. Поскольку принято считать что мир случаен естественно вытекает из этого что у мира нет цели и предназначения. Если предположить не случайное происхождение мира то обязательно придём к направленному действию, что означает конечную цель создания.

Как люди пришли к идее случайного происхождения мира? Нет у них на это чёткого ответа. Попытаемся понять это.

Два взгляда на мир: “внутренний” и “внешний”

Мудрецы Торы сообщили нам, что у человека есть два взгляда на мир. Информация, полученная ощущениями, даёт ему некоторую картину мира. У него есть два подхода к оценке этой информации.

Первый предполагает, что мир в действительности такой как он его видит. То что он его видит является доказательством его действительности. То что он видит действительно, то что он не видит не существует. При этом возможна действительность не видимая не вооружённым глазом, но при совершенствовании ощущений, например приборами, становится “видимой”. Это также относится к действительности. Такая точка зрения называется “внешним” взглядом. Второй предполагает что он видит неполную картину а только часть её. Он может оценить разумом полученную информацию и предложить другую интерпретацию дополняющую увиденное. Такой взгляд называется “внутренним” взглядом. Обычно два этих взгляда находятся в противоречии.

Например, кто-то видит своего друга издалека в незнакомой ему одежде. “Внешний” взгляд говорит ему что это чужой, но “внутренним” взглядом он узнаёт его по походке и по поведению. Человек нажимает несколько раз на включатель и каждый раз загорается свет. Ощущения сообщают ему о фактах, не связывая их, но разум “видит” в этом закономерность. Человек заходит в свою комнату и находит её убранной. “Внешний” взгляд сообщает ему где что находится, “внутренний” взгляд “видит” порядок и говорит ему что кто то побывал в его комнате и убрал её. Человек пытается познать окружающий мир. “Внешним взглядом” он видит хаотичное скопление фактов и явлений. Анализируя их разумом, он обнаруживает связь между ними. Закономерность и связь между явлениями он не видит глазами. Глаза не могут увидеть силу гравитации, но разум может предположить её существование.

“Внешний” взгляд преподносит картину, “внутренний” видит закономерность. Первый видит хаос, второй видит порядок или гармонию. “Внешний” взгляд говорит что всё случайно, “внутренний” показывает на направленность событий. “Внешний” взгляд это взгляд ощущений, “внутренний” это взгляд разума.

Предположим что землю посетили представители других цивилизаций где нашли механические часы и исследуют их происхождение. Они не видят действующее лицо. Они не видят также процесс возникновения часов. “Внешний” взгляд не даёт им никакой информации по поводу его возникновения, а только факт его нахождения. Тогда они пытаются оценить ситуацию “внутренним” взглядом. Единственный способ разобраться в найденном это исследовать его форму. У часов есть вполне определённая внешняя и внутренняя форма. В принципе, исследуя внешнюю форму часов а также расположение, форму и материал всех её деталей, они могут придти к выводу какое действие выполняют часы и для какой цели их можно использовать. Форма сама несёт в себе информацию о цели для которой она была сделана. Чем роль предмета сложнее тем сложнее его форма. Вертолёт несёт в своей внешней и внутренней форме информации что он может двигаться и стоять в воздухе. Космический корабль сделан так что может перемещаться в космосе. Это можно увидеть в его структуре.

По той же логике, исследуя например глаз можно прийти к выводу, что он предназначен для зрения (может быть это не так просто как с космическим кораблём но в принципе это справедливо). Глаз в своей структуре несёт информацию о своей цели. И это справедливо по отношению к любому объекту в природе – клетки организма, атома или даже всей системы законов природы в своей совокупности. Каждая деталь мира очень упорядоченная и целенаправленная система, более чем часы. Нет ничего лишнего. Хотя вполне может быть в природе объект, цель которого нам не понятна. В этом и заключается суть научного исследования – определить какую роль выполняет та или другая деталь мира. Даже когда перед исследователем предстаёт казалось бы бессмысленный объект он всё равно ищет его предназначение в природе. Это особое, удивительное качество человеческого разума, искать в хаосе порядок, в случайных явлениях закономерность, в бесформенности действительности осмысленную форму. Это качество относится к “внутреннему” взгляду человека.

Природа сама свидетельствует о духовном мире

Здесь мы приходим к удивительному открытию. Поскольку форма несёт в себе информацию о цели для которой была создана, а цель находится вне “мира” предмета, как следует из схемы приведённой выше:

цель причина духовный мир

<—————————/————–

/ материальный мир

орудие

значит “орудие”, находясь в мире природы, показывает своей формой на мир духовный. Любой материальный объект, обладая определённой целевой формой, сообщает нам о духовной действительности, несмотря на то что сама духовная действительность скрыта от нас. В мире материальном можно “увидеть” духовный мир. Видимый мир “рассказывает” о невидимом. Более того, поскольку “цель действия в мысли в начале” – то есть причина это цель в потенциале – оказывается “орудие” само по себе сообщает также о причине создания или другими словами о самом Создателе.

Как часы своей формой свидетельствуют о человеке, создавшем их, так каждый объект в природе и, следовательно, вся природа свидетельствует о Творце, создавшем его.

Тот же “внутренний” взгляд говорит человеку что любая целевая структура не может возникнуть в результате случайных процессов, поскольку целевая структура сама свидетельствует о направленности действия при её создании. А в разуме человека случайное не может быть направленным и направленное не может быть случайным. Это два взаимоисключающих понятия. По этой причине никто не может предположить что найденные часы возникли сами по себе в результате случайных процессов даже в течении многих миллионов лет. Тогда почему в принятом в мире мировоззрении допускается возможность случайного возникновение глаза или клетки организма? Ведь это противоречит “внутреннему” взгляду исследователя, которым он пользуется во всех своих исследованиях.

Ответ на это, что в данном случае по некоторой причине исследователь перестаёт пользоваться своим “внутренним” взглядом и переходит на позицию “внешнего” взгляда, оставляет разум и попадает под влияние впечатления от ощущений.

Влияние ощущений на решение человека

Видимо в сознании человека впечатление от ощущений имеет решающее значение. Как было сказано выше, у человека нет ощущений способных “увидеть” причину. Он видит перед собой мир который функционирует “как часы” без видимой причины. Мир работает сам по себе. Таково впечатление полученное им из его ощущений. В силу этого впечатления, он приходит к выводу. – Если я не вижу причины значит её нет. Если я вижу мир который функционирует без причины значит так оно и есть.

Влияние ощущений на решение человека невозможно переоценить. Всем известно ощущение при выступлении иллюзиониста. Когда зритель видит перед собой удивительные действия полностью выходящие за рамки законов природы и не поддающие никакому логическому объяснению. С позиции внешнего взгляда он видит чудо, но в глубине разума он понимает что это всего лишь фокус, обман зрения. То есть внутри человека происходит борьба между разумом и ощущениями. С позиции ощущений ясно что действия иллюзиониста истинны. Как можно отрицать то что он видит глазами? Но разум сопротивляется этому выводу. Далеко не всегда разум побеждает в этой борьбе. Для этого нужно не малое усилие воли, чтобы признать – то что я вижу глазами как реальность на самом деле не является реальностью а всего лишь обман.

Подобно этому, наблюдая за природой, трудно человеку отказаться от мысли что мир существует сам по себе. В конце концов он видит мир, который функционирует сам по себе. Он не просто не видит создателя, он видит что создателя нет! Такое ощущение обязательно возникает у каждого человека. И несмотря на то, что нет у него для этого логического обоснования. Ощущениям не требуется логика! Ему же необходимо очень большое усилие воли что бы остаться верным разуму – вся эта сложная система не может функционировать сама по себе, обязательно кто-то стоит за всем этим и даже если он никогда не сможет увидеть его! Это и есть борьба между “внешним” и “внутренним” взглядами. Понимание сущности человека заключается в понимании соотношения в нём этих двух взглядов, что и является основным предметом исследования еврейской морали.

Как возникла такая противоречивая действительность внутри человека? Как было сказано выше, идея сотворения мира “что то из ничего” это создать у человека ощущение когда мир “ничто” воспринимается им как “что то”. Когда мир, не реальный на самом деле, воспринимается человеком как реальная действительность, что входит в противоречие с основной сущностью человека как разумного существа. Эта противоречивая действительность была дана человеку Творцом, чтобы дать ему возможность выбора между истиной и ложью, между хорошим и плохим. Позиция ощущений это позиция материальной стороны человека (тела), позиция разума это позиция духовной стороны человека (души). Человек состоит из двух противоречивых субстанций тела и души. Борьба между “внешним” и “внутренним” взглядами это борьба между телом и душой, где тело представлено ощущениями а душа разумом.

В книге “Дварим” (13-2) сказано “Если восстанет в среде твоей пророк или сновидец и представит тебе знамение или чудо, И появится то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, – чтобы сказать: “пойдём-ка за богами иными, которых ты не знаешь, и будем служить им”, – То не слушай слов пророка того или сновидца того …”. Эта глава говорит о лже-пророке. Лже-пророк это не просто обманщик-иллюзионист который утверждает, что видел пророчество а на самом деле этого не было. Тогда Тора не назвала бы его пророком а его действие чудом. Лже-пророк это тот кто действительно видел пророчество но даёт ему неправильную интерпретацию. Таким образом люди видят в его действии настоящее чудо глазами! Во много раз больше чем у самого искусного иллюзиониста. Если он остановит солнце или затмит луну как можно не принять за истину его слова и действия? Здесь имеет место воздействие на ощущения в максимально возможной форме. Но даже в такой ситуации говорит Тора “не слушай слов пророка того”, поскольку тот утверждает идею против Торы. Более того сказано в продолжении “А пророка того или сновидца того должно предать смерти”. Тору человек постигает разумом а не знамением. И Тора требует от человека остаться на этой позиции разума даже когда это входит в самое крайнее противоречие с тем что он видит. Когда есть противоречие между “внешним” и “внутренним” взглядами, человек должен принять позицию “внутреннего” взгляда. Подчинить свои ощущения разуму. Осуществить власть разума над чувством. Это одна из главных задач человека в этом мире.

Способы “успокоения” разума

Когда человек приходит к выводу о случайном происхождении мира он становится на позицию “внешнего” взгляда, попав под влияние впечатления от ощущений. “Если я вижу мир который существует сам по себе значит так оно и есть”. В данном случае человек ведёт себя как эмоциональное существо, отказывается от разума и полагается на чувство.

С другой стороны человек хочет видеть себя как разумное существо. Поэтому, несмотря на то что предположение о возникновении целевой структуры из случайных процессов противоречит внутреннему пониманию разума, он старается найти этому разумное объяснение. Так возникла гипотеза о развитии в течении многих миллионов лет. В конце концов, по логике в принципе из случайного не может произойти направленное. Как миллионы лет разрешают эту проблему? Явно что доказательством это никак нельзя назвать.

Объяснит это следует следующим образом. Разум человека ограничен, и ему трудно проследить слишком большое количество фактов и явлений. Поэтому он не может сразу отвергнуть теорию построенную на многочисленных фактах имеющих место на протяжении многих лет. Когда разум неспособен охватить предмет исследования он может принять даже самое невероятное, по принципу “а может быть”. Я слышал этот принцип у одного важного в науке человека. Он хотел объяснить появление мысли как результат материальных процессов в головном мозге. “Мозг состоит из миллиардов нервных клеток, находящие в постоянном функционировании. Между клетками случайно возникают многочисленные связи. Когда есть так много клеток и так много связей всё может быть! И даже направленная мысль!” Просто фантастика! В последствии я нашёл эту теорию в серьёзных книгах по философии в числе других не менее фантастических теорий.

Невозможно представить случайное возникновение глаза в один момент времени, даже когда в смеси присутствуют все необходимые для этого клетки. Как каждая клетка сама “найдёт” своё место в структуре глаза? Тогда почему это становится возможным в течении миллионов лет? Разве та клетка стала умнее, и теперь может “найти” своё место? На что следует ответ: “Поскольку клетки встречаются и расходятся между собой очень очень много раз, “может быть” в одном из этих многочисленных столкновениях они “как раз” совпали в структуру глаза и остались в ней”! На что разуму нечего ответить, поскольку он не способен проследить события миллионов лет, и сам процесс многочисленных столкновений . Иди знай. “всё может быть”. (По этому принципу с полной серьёзностью объясняют возникновение первой хромосомы)

Таким образом принцип “может быть” призван немного “успокоить” разум, восстающий против неразумного вывода.

Кроме этого существуют различные странные “доказательства”. Например, зародыш человека в утробе матери проходит в своём развитии все этапы развития жизни от простых организмов к сложным. Этим доказывают происхождение человека из простых организмов в течении многих лет в результате случайных процессов. И сам зародыш как бы повторяет “историю” своих “предков”. Во-первых нет никакой логики почему зародыш должен “помнить” историю своего происхождения в прошлом? В генотипе нового организма теперь записана другая информация соответствующая новому организму вместо прежней информации. Если там остаётся прежняя информация то не сможет из этого получится новый организм! Во-вторых развитие зародыша не происходит в результате случайных процессов. Явно это процесс направленный законами природы. Развитие зародыша от простого к сложному не происходит случайно, как неслучайно происхождение взрослого человека из ребёнка! Как можно этим доказывать случайное происхождение организмов в природе? Скорее это похоже на логическое жульничество.

Ещё один способ “успокоения” разума – усложнение рассматриваемых ситуаций и формулировок. Не всегда разум человека способен разобраться в длинных и сложных формулах, чтобы сразу отвергнуть не-логический вывод.

Такое объяснение я слышал от одного научного сотрудника доктора математических наук. “Мы исследовали пламя огня. И действительно, когда мы пытались описать движение пламени дифференциальными уравнениями первой степени обнаружили хаотическое движение, но когда мы стали описывать его дифференциальными уравнениями второй степени то нашли закономерность. Поскольку движение пламени явно случайно приходим к выводу что из случайных процессов возможно возникновение закономерности и порядка а значит и целенаправленной формы.” Нам пришлось разбираться в этой теории чтобы найти в ней логическую ошибку. Нет необходимости прибегать к дифференциальным уравнениям. Внутренний порядок и гармония это общее качество природы. Например, возникновение кристалла как упорядоченной системы происходит в соответствующем растворе, когда атомы, находясь в хаотическом движении, выстраиваются в строго упорядоченную структуру. Ошибка заключается в том, что этот порядок является результатом природных сил внутри системы кристалла. При тех же обстоятельствах из этих атомов всегда образуется тот же кристалл. Но мы имеем ввиду другой порядок. Когда порядок или форма создаётся силами из вне рассматриваемой системы. Например, человек написал чернилами букву алеф. Чернила “выстроились” в определённом порядке. Этот порядок явно не вызывается природными силами чернил а привнесён из вне системы. Чернила, в отличии от кристалла, по своим качествам совсем не обязаны предстать именно в форме буквы алеф.

Та же ситуация наблюдается в хромосоме, в которой гены “выстроены” в очень определённом порядке, где определённым кодом записана вся информация о живом. Интересно, на что похож порядок внутри хромосомы? – На порядок кристалла или на порядок чернил? Известно что в генах нет природного качества “выстроится” в хромосоме именно в таком порядке а не в другом. В принципе гены могут располагаться в хромосоме в любом порядке, не как атомы в кристалле. Кто вынудил гены выстроится в точном порядке равносильном порядку букв во многих книгах по биологии, так как информация записанная в хромосоме генами превышает по точности а наверно и по объёму все книги об этом организме? Этот порядок явно не является результатом природных сил генов как у атомов кристалла. Поэтому соответствующий порядок ген в хромосоме не похож на порядок атомов кристалла и не на порядок в движении пламени огня, а скорее похож на порядок чернил в букве алеф. Порядок в хромосоме привнесён из вне! И как буква алеф свидетельствует о человеке, написавшем её, точно также порядок хромосомы свидетельствует о создателе.

Нет ничего случайного

Но всё-таки, остаётся непонятно каким образом возник порядок внутри кристалла из хаотического движения атомов в растворе? Казалось это экспериментальное опровержение нашего логического принципа что из случайного не может произойти направленность и порядок.

В начале следует ответить на другой вопрос. Возможно ли вообще случайное явление? Это непростой вопрос. Случайное значит не направленное то есть без цели а значит и без причины, поскольку цель предшествует причине. Разве есть в мире явления без причины? В рамках классической физики движение каждого атома можно проследить и описать. (В рамках современной физика рассуждения несколько меняются но в результате идея остаётся та же) Возможно случайный фактор здесь заключается в не предвиденных столкновениях между атомами, поскольку совпадение не связанных между собой событий принято считать случайным. Мы не можем себе представить общую причину, разве это основание утверждать что её нет? Кроме этого, в случайных явлениях также наблюдаются закономерность. Если бросать монету много раз то в половине случаев она обязательно упадёт на одну сторону. Значит кто-то беспокоится об этом. То есть случайное тоже не совсем случайно. Если случайные явления подчиняются закономерности, значит они направлены, только они направлены таким образом чтобы быть случайными. Понятие случайности не укладывается в разуме человека, поскольку для разума ясно что нет беспричинных событий. Скорее это результат привязанности человека к “внешнему взгляду”. Но если посмотреть с позиции “внутреннего взгляда”, то есть с позиции разума, беспричинное явление это абсурд, когда случайное совпадение это по определению совпадение без причины. Поэтому, порядок атомов кристалла образуется из хаотического движения атомов совершено не случайно, а как результат направленности заключённой в сути всех случайных явлений.

Для разума нет случайных явлений. В любой ситуации разум ищет связь и закономерность. Случайность возникает как результат впечатления от ощущений, поскольку человек не может увидеть и даже представить в своём воображении причину для совпадения двух не связанных между собой событий. Кто-то переходит дорогу по пешеходному переходу и как раз в этот момент у одной из машин отказывают тормоза. Как можно вообразить что есть в природе причина общая для этих двух событий? Разве по той причине что человек должен был попасть под машину отказали тормоза? Поэтому понятие случайности относится к “внешнему” взгляду.

Эта идея расхождения между двумя взглядами сказана в самом слове “случайность” – “מקרה” (микрэ). Если переставить буквы этого слова получим словосочетание “רק מה‘” (рак миашем), что означает “только от Вс-вышнего”. Внешнее написание говорит о случайности а внутренний смысл слова говорит о направленности. С позиции разума случайное также направлено Творцом.

Разумное и эмоциональное существо внутри человека

Остаётся вопрос, почему исследователь, род деятельности которого обычно связан с работой интеллекта, вдруг по данному вопросу переходит на позиции “внешнего” взгляда, то есть проявляет себя как эмоциональное существо? По всей видимости человек в основе своей сущности эмоционален. Многие из его поступков побуждаются эмоциональными порывами даже когда они входят в противоречие с разумом. Всем знакома ситуация когда в процессе спора один из спорящих вдруг обнаружил что он действительно не прав. Казалось, он должен был сразу же принять доводы оппонента и согласиться с ним. Но обычно происходит противоположное. Он из всех сил старается найти оправдание своим ошибочным доводам, поскольку ему просто не удобно и не приятно признаться в своей ошибке. Человек не согласен поступится своей честью даже ради очевидной истины! Это качество эмоциональной стороны человека. И чем более он интеллектуален тем более изощрёны его пути извращения истины ради защиты своей чести. То есть интеллект человека не обязательно делает его обладателя разумным существом, иной раз наоборот интеллект становиться на службу его эмоциональной сущности, чтобы оправдать эмоциональные побуждения. Для того, чтобы стать действительно разумным существом недостаточно обладать большим интеллектом. Для этого требуется большая внутренняя работа и многолетняя тренировка, суть которой описывается в многочисленных книгах еврейской морали. Мицвот Торы обычно противостоят природе человека. Нельзя есть всё что выглядит вкусно а должен соблюдать кашрут. Должен встать рано утром на молитву несмотря на то что хочется полежать в постели ещё. Обязан соблюдать субботу, когда хотелось бы поехать за город или на море. Также остальные мицвот противоречат природе и эмоциям человека и может быть в большей мере. Природа человека желает одного а Тора требует противоположного. С детства еврей приучается не следовать своим желаниям и эмоциям а подчинить их разуму, знанию Торы. Вся жизнь еврея это многолетняя внутренняя работа над самим собой, чтобы подчинить его природу разуму. Только человек достигший совершенства в преобладании разума над эмоциями, “внутреннего” взгляда над “внешним”, может претендовать на истинность своих выводов. Этому обучает Тора и еврейские мудрецы. У каждого есть возможность прийти к этому, но только единицы доходят до вершины. Такой человек в некотором смысле выходит за пределы природы, поскольку победил природу внутри себя. Он и называется мудрецом Торы.

В мире есть много способных и умных людей. Но они не совершают этой внутренней работы или даже не имеют представления об этом. Обычно человек, каким бы интеллектуалом он не был, он всего лишь эмоциональное существо. Поэтому совсем не удивительно что иной раз он полагается больше на эмоции чем на разум. Чувство чести всего лишь одна из сторон эмоциональной стороны человека. Наряду с ним существуют целый ряд эмоциональных сил как завить, стремление к телесным удовольствиям, или просто стремление жить удобно и не от кого не зависеть. Обычно разум из всех сил ищет пути удовлетворения этих эмоциональных запросов человека.

Признать действительность Творца это не просто абстрактное философское умозаключение. Для большинства людей это означает признать что весь его образ жизни ошибочен. Если мир случаен в своём происхождении человек “свободен”, ощущает себя свободным. Он может выбрать для себя любую мораль, удобную для него или “правильную” в его глазах. Если мир был создан Творцом, значит мир имеет цель и предназначение. Мораль человеку навязывается. Человек, хотя это в принципе не так, видит в этом потерю своей личной “свободы” и независимости, и что должен поступиться чуть ли не всеми эмоциональными потребностями своей природы. Как можно в такой ситуации ожидать от него разумного и объективного решения? Наоборот, признание Творца это настоящее чудо, несмотря на то что это единственно правильный разумный вывод, хотя иногда такое чудо и встречается в жизни.

Поэтому, в силу своей эмоциональной сущности, многие исследователи сразу отрицают саму идею Творца и возможность направленного создания мира разными смешными доводами типа “древние люди не могли объяснить явления природы и придумали веру в Б-га” или “так всё можно объяснить” . Поскольку нет другого разумного объяснения возникновению мира, остаётся принять самые фантастические и не разумные теории.

 

 

Цель мироздания

Мы пришли к выводу что мир не случаен а направлен значит обладает целью и предназначением. Осталось выяснить для какой цели был создан мир и в чём его предназначение.

Как было сказано, каждый объект в природе несёт в своей форме информацию о о своём предназначении, как глаз своей структурой сообщает о выполняемой им роли. Точно также, человек и всё мироздание несёт в себе информацию о своём предназначении. И действительно если бы мы знали строение мира во всех её внешних и внутренних проявлениях и деталях, могли бы прийти к пониманию цели сотворения. Только для нас это непосильная задача. Хотя про отца нашего Авраама сказано, что он пришёл к этому знанию путём исследования мира. Первый человек Адам давал названия животным. Название на языке Торы несёт в себе описание сути объекта, поэтому Адам вначале изучил суть и предназначение животного а затем дал ему соответствующее название. Таков путь был до получения Торы. Но после получения Торы люди не имели более такой возможности. Когда человек приобретает стиральную машину, вместе с ней он получает инструкцию о предназначении и способе использования машины. Инструкцию для него написал производитель. Творец мира передал людям в качестве инструкции письменную и устную Тору, сообщив в ней предназначение мира и как им пользоваться. Путь исследования мира был заменён путём изучения Торы, а исследование природы стало носить прикладной характер, чтобы помочь человеку в исполнении своей роли.

Поэтому Раши, отвечая на этот вопрос, приводит мидраш. “Для начала” – для Торы и для Исраиля. То есть мир был создан для того что бы был еврейский народ и занимался изучением Торы.

Здесь не совсем понятно почему целью мира является именно изучение Торы и именно евреями.

Предположим, что те же представители других цивилизаций исследует автомобиль, который везёт врача к больному. Они смогут выяснить роль каждой детали автомобиля – колёса, поршня, передачи. И даже человек который сидит на переднем сидении необходим чтобы держать руль. Одно они никак не смогут понять – какой смысл человека сидящего на заднем сидении? Какую роль он выполняет в автомобиле? Каждая деталь необходима. Если её убрать то автомобиль не будет функционировать как надо. Если убрать человека на заднем сидении, автомобиль не будет функционировать хуже а наоборот лучше. Невозможно изучая автомобиль определить его цель. На самом деле этот человек врач, и конечно есть у него смысл. Только его смысл не находится внутри автомобиля а вне него. Он не выполняет никакой роли для автомобиля, наоборот он использует автомобиль для достижения своей цели, которая находится вне автомобиля.

Точно также, наблюдая за миром теоретически можно определить роль каждой детали – животного, насекомого или растения. Известны случаи когда люди уничтожили один из видов живого, казалось ненужного. В результате вся окрестность превратилась в пустыню. То есть этот вид являлся одним из звеней в структуре мироздания и когда звено выпало нарушилась гармония. Только одно не понятно какова роль человека во всей этой структуре природы? Если взять человека из природы разве природа будет повреждена? Скорее наоборот, природа сможет продолжать своё существование в более лучшей форме. Человек использует природу, портит её, делает ей хуже. То есть роль человека не находится в мире природы, а вне её. Наоборот он использует природу для достижения своей цели, которая находится вне мира природы.

Как в автомобиле есть водитель который обслуживает и ведёт автомобиль и тем самым помогает врачу выполнить свою роль, так в мире роль других народов заключается в подготовке и совершенствовании мира чтобы еврейский народ мог использовать мир для выполнения своей роли вне мира. Задача народов мира это созидание в этом мире, задача еврейского народа это созидание в духовном мире. Интересно что когда евреи не выполняют свою роль а хотят быть просто частью этого мира как и другие народы, народы мира их не принимают. Даже в тех местах, где евреи поселились на много раньше чем окружающие их народы, те народы считаются коренными жителями а евреи пришельцами. Нет места в мире, включая землю Израиля, где бы все согласились что это место для евреев. Нет им места в этом мире. Видимо их действительность вне этого мира.

Тора обязывает народы мира выполнять семь мицвот, что необходимо для выполнения их роли, и обязывает еврейский народ выполнять 613 мицвот, что необходимо для выполнения их роли. Получается что вся вселенная была создана для одной цели где природа выполняет роль средства или орудия, народы мира были созданы для подготовки этого орудия, а еврейский народ для выполнения цели мироздания, используя природу подготовленную народами мира.

Цель сотворения мира, так говорят мудрецы Торы, это осуществить прославление Имени Вс-вышнего что называется “кидуш Ашем” (освещение Имени Творца). Для выполнения этой цели были даны 613 мицвот, выполнение которых требует от человека неимоверных усилий и полной отдачи. В принципе, он должен посвятить этому все свои физические и духовные силы, свою жизнь, жизнь семьи и детей. Он не может выполнять это наряду с другими своими интересами, а вместо их. То есть он должен аннулировать своё “я” по отношению к Вс-евышнему. Это очень трудная задача и возложена она на народ Исраиля. Когда роль других народов – помочь ему, хотя для каждого человека есть возможность также принять на себя эту большую и важную миссию.

Однако каким образом выполнения мицвот приводят к освещению Имени Творца? Наблюдая за поведением людей, обычно можно понять их мотивы. Это необходимо для удовлетворения физических потребностей, материального обеспечения семьи и детей, отдыха или развлечений. Даже моральные принципы обычно призваны сделать жизнь более удобной и приятной, или просто помогают самоутверждению в обществе или хотя бы в своих глазах. Предположим еврей где-то в Сибири накладывает тфилин или соблюдает кашрут. Какую выгоду он от этого получает? Разве ему становится теплее или сытнее? Иной раз он из-за этого должен терпеть лишения. Нет этому объяснения. Для выполнения мицвот нет причины в этом мире. Но еврей всё-таки для чего то это делает. Поэтому наблюдающий за ним приходит к выводу что, по всей видимости, причина для этих на первый взгляд странных действий не находится в мире а находится вне него. Тем самым еврей, выполняя мицвот, показывает на Творца. Мир построен таким образом что Творец скрыт в нём, а еврей открывает его. Он, выполняя мицвот, как бы вносит Творца в этот мир. Это в некотором смысле прославление Вс-вышнего или освещение Имени Творца (кидуш Ашем).

Выполнение мицвот это “кидуш Ашем” даже когда никто не наблюдает за евреем, поскольку открытие Творца имеет место не только в глазах других но также в сознании самого еврея, и может быть это является открытием Творца в большей мере. Изучение Торы это одна из 613 мицвот. Кроме этого, сказано, что изучение Торы соответствует выполнению всех мицвот. Тора это знание о всём мироздании – материальной и духовной структуры мира. Однако её не используют в исследовании природы для прикладных целей. Изучение Торы это прежде всего исследование обязанности человека перед Творцом (мицвот) и постижение путей управления миром Творцом. Поэтому изучение Торы это открытие и прославление Творца в максимальной форме.

Это и имел в виду Раши – мир был создан чтобы народ Исраеля изучал Тору.

Источник

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Захарья Мататьяу Помочь уроку

В университете изучал физику. После репатриации продолжил учёбу на факультете программирования. В то же время познакомился с иудаизмом. Впоследствии учился в ешиве «Тиферет Акармель» у рава Рафаэля Шапиро в Хайфе.
Преподавать иудаизм начал в начале 90-х. Впоследствии преподавал в Москве в системе ешивы «Торат Хаим». Некоторое время был раввином горской общины Москвы. Сегодня руководитель коллеля «Зихрон Яаков» в Хайфе.