Поделиться

Цвет в Каббале, согласно РаМаКу

В книге Пардес Римоним (Гранатовый сад) рабби Моше Кордоверо уделяется некоторое внимание тематике цвета. Это одно из интересных мест (хотя интересно там практически всё) — о соответствии того или иного цвета той или иной сфире. Интересны выводы, особенно.

Кетер — цвет черный. Поясняется, что символизм в том, что свет этой сфиры сокрыт от нас, что равноценно темноте.

Хохма — сапфировый. Спросите: «Что за цвет такой?», или хуже — подумаете, что синий. А всё не так — сапфировый, согласно РаМаКу, это цвет, принимающий вид всех других цветов. Но потом соглашается, что и синий тоже подходит к этой сфире. Точнее, тхелет. И он — начало (тхилат) всех других цветов.

Бина — подчеркивается, что все согласны относительно её цвета, что он зеленый.

Хесед (которую РаМаК называет Гдула) — имеет белый цвет. Но не просто белый, а «белый простой». Зачем вводить понятие «простой белый»? Для того, чтобы отличить от белого с синевой. Это тоже цвет Хесед, но со слов другого мнения.

Гвура — «все уста как один считают», что цвет её как цвет красного рубина. Об этом нетрудно догадаться.

На этом простота кончается и начинается сложность, из-за которой назвать конкретный цвет у других сфирот проблематично:

Тиферет — её цвет красный и белый. Логически понятно, что Тиферет не имеет цвета как такового и получает его от Хесед и Гвуры. Но, что за цвет — не понятно: то ли речь идет о смешении красного и белого в пропорции 50 на 50; то ли это метафизическое смешение, не имеющее аналогов со смесями красок нашего мира.

Нецах — красный, склоняющийся к белому; или 1/3 красного и 2/3 белого. РаМаК его называет «Рахамим, вскормленная Хеседом».

hОд — наоборот, белый склоняющийся к красному; или 2/3 красного и 1/3 белого. И она «Дин (Суд), вскормленный Гвурой».

Йесод — включает в себя все оттенки. Не пишет какие, но если подумать, то всё те же — красный и белый, так как других у Йесода в его окружении нет.

Малхут — результат взаимодействия всех остальных сфирот и у неё цвет включает все оттенки, но при этом она не сапфировая.

Собственно говоря, это было вступление, а сейчас будет короткая, но основная часть. Тот или иной цвет в нашей человеческой реальности испытывает воздействие от высшего цвета сфиры и оказывает влияние на действие. Так, желающий усилить в себе то или иное свойство должен носить соответствующего цвета одежду. Приводит в пример одежду коэнов, цель которых — пробудить милосердие и устранить суды, — она белая. Следовало бы развить идею и предложить для членов бейт дина красную одежду, но автор не развил. Кстати, развивая тему с одеждой коэн гадоль, автор приходит к выводу, что белый и золотой цвета взаимозаменяемы, так как оба в одежде первосвященника в Йом Киппур.

Про черный, синий и зеленый цвета автор умалчивает, но, видимо, они тоже пробуждают влияния сфирот. В этом плане классическая одежда харедим — черная с белым, должна привлечь влияние Кетер и Хесед. С Хесед всё ясно (может и не всё, но в целом), а вот какое влияние окажет Кетер?

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com