Поделиться

Ту би-Шват

15 швата, Ту би-Шват — Рош ха-Шана (Новый год) фруктовых деревьев (по мнению школы Гилеля). Школа Шамая считает иначе, а именно, что Рош ха-Шана деревьев приходится на 1 швата, но Галаха соответствует точке зрения школы Гилеля.

Объяснить это разногласие можно следующим образом. В нескольких местах Талмуда мы находим, что школа Шамая ориентируется на тот смысл, который находится в потенции и еще скрыт, в то время как школа Гилеля ориентируется на смысл, раскрывающийся в конкретном действии. Школа Шамая всегда ориентируется на то, что должно произойти в соответствии со скрытыми возможностями. Школа же Гилеля всегда ориентируется на уже имеющееся в реальности.

Смысл понятия «Новый год деревьев» состоит в том, что с этого дня деревья перестают получать питание от вод прошедшего года и начинается новая пора, когда они получают питание из нового источника. А время, когда воды нового года начинают питать деревья, наступает через четыре месяца после того, как на Небесах решают, сколько воды получит земля в новом году. Решение об этом выносят в праздник Суккот, 15 тишрей, а четыре месяца спустя, в Ту би-Шват, деревья начинают получать новое питание.

То, что в праздник Суккот на Небесах решают, сколько воды получит земля, — это актуализация и воплощение в реальность. Однако в потенции это было решено еще 1 тишрей, в Рош ха-Шана, когда всему миру определили судьбу на

Поскольку на практике новое питание деревья начинают получать через четыре месяца после вынесения об этом решения на Небесах, то отсюда следует, что в потенции оно появляется 1 швата — через четыре месяца после того, как это решили в потенции. Поэтому школа Шамая, ориентирующаяся на скрытые потенции, считает, что Рош ха-Шана деревьев — это 1 швата. Школа же Гилеля, ориентирующаяся на то, что выявляется в действии, считает, что Рош ха-Шана деревьев — 15 швата. Из этого следует, что школа Шамая тоже считает, что на практике Рош ха-Шана деревьев — 15 швата.

Аналог Нового года деревьев имеется также в жизни людей, как сказано: «Ибо человек — полевое дерево». Суть дерева в том, что оно приносит плоды, в которых есть семена, а из семян вырастают затем новые деревья, тоже приносящие плоды. Подобным образом каждый должен оказывать такое влияние на свое окружение — чтобы оно рождало доброту и мир.

Есть интересная притча — история про человека, который шел по пустыне, очень проголодался, устал, его мучила жажда. И вдруг он увидел возле источника воды дерево. Попил человек воды, попробовал фрукты и прилег отдохнуть под сенью дерева. Проснувшись, он сказал: «Как я смогу отблагодарить тебя, дерево? Ты такое большое, сильное и красивое, находишься у источника. У тебя все есть. Я могу лишь пожелать тебе, чтобы и ростки твои были такими же прекрасными, как и ты!».

Благословение и дереву, и человеку — чтобы его ростки во внутренней своей сущности стали такими, как тот, кто их породил.

Когда мы смотрим на дерево, мы видим, что оно состоит из трех основных частей: корень; ствол, листья, ветки; плоды. Когда корни сильны, дерево не боится сильных ветров. В этом состоит назначение корней — удерживать все дерево. Вторая часть — это тело дерева (ствол, ветки, листья). Их функция — перенести жизненную энергию от корней к плодам. Третья часть — плоды, которые и определяют успешность, качество дерева. Если из этих плодов могут произрасти новые деревья, то дерево действительно хорошее. То же самое мы видим и в еврейской семье. Корни — это предыдущие поколения, ствол и крона — это родители, а плоды — это дети.

Существует и другой смысл. Корни символизируют веру в Единого Бога — в этом состоит духовная жизнь человека. Основа жизни — это вера в Бога. Ствол — изучение Торы и выполнение заповедей. На основе веры вырастает выполнение заповедей. Плоды — добрые дела. Если дерево хорошее, значит, хорошими будут плоды и семена, из которых произрастут потом новые деревья. Так и у человека. Исполняя заповеди, творя добрые дела, человек изменяет других людей, изменяет весь мир. Добрые поступки дают добрые итоги, и мир становится добрее.

Однажды шел по дороге Хони-Гамеагель и увидел человека, сажающего рожковое дерево.

— Через сколько лет это дерево принесет плоды? — спросил его Хони.
— Через семьдесят лет, — ответил тот.
— Неужели ты уверен в том, что проживешь еще семьдесят лет и отведаешь его плодов? — удивился Хони.

Но человек ответил:
— Я нашел мир, засаженный рожковыми деревьями. Как мои предки посадили их для меня, так и я сажаю для моих потомков.

Автор: Рав Авраам Ильягуев по материалам интернет-изданий

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com