Брахот | Благословения на еду. Часть 2 – Vaikra.com
Рав Александр Кутуков

Путь в еврействе начал с обучения в ешиве в Кунцево. Потом учился в ешиве «Огалей Яаков» у рав Хаггая Прешела.
Занимался изучением Торы, преподаванием, переводами и еврейской журналистикой.
Попав в Израиль, поступил в колель Швут Ами, где учится по настоящее время.
Интересы, кроме Торы, разносторонние и бессистемные.

Брахот | Благословения на еду. Часть 2

В законах благословений есть один теоретический момент, который мне в явном виде нигде не попадался. Никто никогда не формулировал его как закон. Но при этом истинность его у меня лично никаких сомнений не вызывает, и многие законы никак без него вообще не объяснить.

Например, человек произнес «бойрей при о-эйц» на яблоко, а потом ему принесли еще яблоко. Можно есть его без брохи, это понятно. А если ему принесли апельсин, все уже не так очевидно. Некоторые говорят, что, если он прямо не думал в момент благословения об этом апельсине, ему нужно будет благословлять еще раз. Вот так!

А если, когда он говорил броху на яблоко, на столе перед ним лежал апельсин, вопроса опять нет – его точно можно есть без брохи.

Теперь так. Это Шульхан Орух, 206, Мишно Бруро 22. Если, говорит Мишно Бруро, когда ему принесли апельсин, он еще ел яблоко, не успел его доесть, броху опять не нужно произносить по всем мнениям. Почему? Мишно Бруро даже объясняет: «Поскольку ему принесли его тогда, когда он еще был занят едой». Это объяснение, да? У меня после него возникает вопрос: ну и что? Занят, не занят – какая разница?

Но на самом деле объяснение исчерпывающее, просто за ним лежит теория, которую Мишно Бруро не сформулировала. Брохо произносится на вкус, правильно? Именно ощущение вкуса во рту – плюс к тому, что человек разжевывает и, может быть, глотает, — обязывает его произнести благословение. В таком случае, возникает вопрос. Первый кусочек яблока он съел с благословением. Но потом он ведь откусывает второй раз? Это без благословения тоже нельзя! Как же так? Ответ в том, что то первое благословение действует, то есть срабатывает, каждый раз, когда он снова кусает. Фактически человек, который ест, произносит благословение на каждый укус заново – просто в этом качестве ему засчитывается то первое, которым он начал. Благословение не пропадает, оно сохраняется и продолжает действовать, пока он не доест.

Теперь все стало понятным. Он ест яблоко, ему принесли апельсин. Он откусил от яблока – в этот момент, фактически, прозвучало благословение «бойрей при о-эйц» — то самое, первое. А апельсин-то уже здесь! Поэтому это виртуальное благословение подействовало и на него – мы уже сказали, что это общепринятый и не оспариваемый закон.

Вот так это работает.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Александр Кутуков

Путь в еврействе начал с обучения в ешиве в Кунцево. Потом учился в ешиве «Огалей Яаков» у рав Хаггая Прешела.
Занимался изучением Торы, преподаванием, переводами и еврейской журналистикой.
Попав в Израиль, поступил в колель Швут Ами, где учится по настоящее время.
Интересы, кроме Торы, разносторонние и бессистемные.