Учитель - Меир Левин - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

Учитель

…Зачем и о чем говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Все сердце стараться раскрыть —
И чем же? — одними словами!
Иван Бунин

Как же так случилось, что два события напомнили мне вновь о том, что рав Ицхак Зильбер с Небес наблюдает за мной? Вначале руководитель организации «Толдот» прислал мне ссылку на мой старый рассказ о раве Ицхаке и 9 Ава и попросил разрешение на публикацию. Я вспомнил, что вскоре отмечается столетие со дня рождения этого выдающегося раввина. А вчера сын рава Ицхака рав Бенцион передал мне портрет папы. Я решил, что это не случайно. Рав Ицхак хотел мне что-то напомнить.

Действительно, рав Ицхак из Высших миров уже дважды давал мне ценные указания. Первый раз – явившись во сне к бывшей ученице школы «Бейт Ульпана», он указал на меня пальцем и сказал, что стал забывать моё имя. Я к тому времени окончательно и бесповоротно порвал с творчеством. А тут, испугавшись, записал ещё четыре музыкальных диска, написал две книги. Есть в интернете ещё две-три неизданные. Жду особого указания.

Второй раз он пришёл во сне к моему другу и попросил передать, что он меня очень любит и на меня надеется и попросил, чтобы я побольше пел вживую.

Заглянув в грустные, с укоризной глаза рава Ицхака на портрете, я спохватился, что уже два месяца как не написал ни одного рассказа. Правда, причины были уважительные, но мне все равно стало стыдно. И если бы не укоризненный взгляд рава Ицхака, сколько бы это ещё продолжалось!

Поэтому я решил, что напишу рассказ о главах нескольких поколений и сравню с их равом Ицхаком. Я не пророк и мне трудно искать ассоциации, кого из героев прошлого напоминает рав Ицхак. Но я нашёл что-то общее с Ифтахом, которого сравнивают с пророком Шмуэлем.

Одного из вождей Израиля звали Ифтах. Его фигура наиболее известна в нееврейском мире. О нем писал даже Данте. Ифтах дал обет, что в случае победы он принесёт в жертву первого, кто выйдет ему навстречу. Это оказалась его дочь, которую он заточил в уединении. Тора приводит его поступок, как пример человека честного, но невежественного. Мудрецы отменили бы его обет.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Но за какие заслуги его выбрали вождём? Воспользуюсь отрывком из статьи рава Нахума Шадхина.

«А Ифтах, гиладянин, был человеком храбрым. Он был сыном блудницы; а породил Ифтаха Гилад» (Шофтим, 11:1). Говорится в трактате Рош а-Шана (25б), что в своих словах пророк Шмуэль соотнёс трёх самых незначительных лидеров на протяжении всей истории Израиля с тремя самыми важными руководителями народа. Сказано (Теилим, 99:6): «Моше и Аарон – священники Его, а Шмуэль – среди призывающих имя Его; призывали они Г-спода, и Он ответил им». Так трактуют этот стих мудрецы: Йерубаал (Гидеон) в своём поколении был так же важен, как был важен Моше в своём. Бедан (Шимшон) в своём поколении – как Аарон в своём. Ифтах в своём поколении – как пророк Шмуэль в своём. Это должно научить нас важному правилу: даже если есть человек достойный, однако не обладающий достаточно высоким духовным уровнем, тем не менее, если он назначен главой народа – он подобен величайшим лидерам Израиля. Теперь все должны его слушаться и выполнять его приказы. Об этом также говорится в стихах: «И приди к священникам, левитам, и к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе судебное решение. И поступи по слову, какое они скажут тебе с того места, которое изберёт Г-сподь, и бережно исполняй все, как они укажут тебе» (Дварим, 17:9-10).

Спрашивает Маарша: если Ифтах был перечислен в списке лидеров лишь третьим, то, вероятно, даже среди тех трёх руководителей народа Израиля он считается наименее идеальным. Это можно объяснить тем фактом, что он, в отличие от Гидеона и Шимшона, не получил ни одного пророчества. Да и сказано о нем, что был он сыном блудницы. В то же время, мудрецы приравнивают его к пророку Шмуэлю! Так какими заслугами можно объяснить такое отношение мудрецов Талмуда к Ифтаху?

…Поговорим о заслуге Ифтаха. Когда его братья стали оспаривать право Ифтаха на наследство их отца, сказано: «И убежал Ифтах от братьев своих, и поселился в земле Тов (в земле хорошей); и собрались к Ифтаху люди пустые, и выходили с ним» (Шофтим, 11:3). Говорится в Иерусалимском Талмуде (Швиит, 6:1): почему зовётся та земля, что была вне границ Земли Израиля, эрец тов (хорошей землей)? Потому что там нет обязанности отделять маасер (десятину). Но задают комментаторы вопрос: какое же это достоинство, если человек не может выполнять заповеди, которые зависят от проживания в Святой Земле?

На основании этого вопроса рав Моше Йехиэль Эпштейн из Ожарова в книге «Беер Моше» приводит такое объяснение. Ифтах убежал так далеко, чтобы не вступать в спор со своими братьями. Именно там, вне границ Израиля, он мог избежать противостояния с ними, и именно поэтому та земля называется нашими мудрецами хорошей землёй.

Подобный ответ приводит и Рабейну Хида в книге «Хомат а-НаХ». Известно, что Ифтах был богатырём и вполне мог оказать достойное сопротивление своим братьям, тем более мудрецы говорят, что закон был на его стороне. Но он принизил себя и ушёл только ради того, чтобы не запутаться в страшном споре.

Но зачем покидать границы Святой Земли? Ведь можно было поселиться в одном из городов Израиля. Если бы он поступил так, то это не спасло бы его от спора. Ведь каждый живущий в Святой Земле по закону обязан трижды в году подниматься на регель (тогда в Мишкан в Шило). Там он мог непреднамеренно встретиться со своими братьями. А вдруг он не сдержится и начнёт ссору? Поэтому Ифтах настолько обезопасил себя от спора, что ушёл жить за границу Земли Израиля, где нет обязанности подниматься в Мишкан.

Это объясняет нам, в чем было величие Ифтаха. Он, человек мужественный, уступил своё наследие, хотя и закон был на его стороне, только ради того, чтобы избежать спора».

Как раз недавно я получил письмо от одного из участников киевского Майдана. Он пишет, что Путин – страшная сволочь, но нынешние руководители Украины ничем ни лучше. Чем объясняется такая смена настроений? Возможно, в опьянении революцией он не видел истинного лица руководителей. Возможно, сравнивал их с Януковичем. Возможно, его чем-то обидели лично или взгляды нынешних руководителей не совпадают с его.

А возможно, как в гениальной пьесе Шварца, убившие дракона сами становятся драконами. У меня нет информации, времени и желания заниматься политиками Украины, России, Америки и даже Израиля. Потому что они для меня все одним мирром мазаны.

Мой учитель уверяет, что за всю историю человечества только царь Давид выдержал испытание властью. И действительно, чтобы не стать драконом, надо убить дракона внутри себя. Так поступил Ифтах – и его приравнивают к Шмуэлю – величайшему пророку и праведнику, «равному вместе Моше и Аарону»!

И это — единственный дракон, с которым мы можем и обязаны справиться. Как говорят грузины, пусть каждый следит за своей гуляющей тёткой. Или, переиначив, убейте дракона внутри себя — и тогда придёт Машиах и уберёт всех остальных драконов!

Теперь хочу вспомнить высказывание парня, прожившего два года в одной квартире с равом Ицхаком. Я спросил, что ему особенно запомнилось. Он ответил: «Две вещи: портрет японского консула Сугихары, висевшего на двери в спальне, который спас в 1940 году тысячи евреев Литвы. Рав Ицхак постоянно повторял: Каждый раз вспоминай, глядя на этот портрет, кому ты служишь – Всевышнему — или императору, который вне тебя или, ещё страшнее, внутри тебя, и он управляет всеми твоими поступками и мыслями, используя твою жадность, лень, гордость, страсти и тому подобное». А второе его высказывание, по-моему, продолжение первого: «Если кто-либо пришёл забирать твою мицву, отдай и не спорь. Начинай искать новую, которую никто не хочет делать, потому что невыгодно, а тебе дал Б-г особые способности».

Я вдруг подумал: кто ещё как рав Ицхак любил выполнять мицвот? И он согласен был её уступить, чтобы не вступать в конфликт с другим евреем! Так может, не зря мы, русские евреи, пришедшие из страны-трагедии, называем его просто Учителем? Как в своё время Моше Рабейну. Но я уже упоминал, что я не пророк и не сын пророка. Хотя может быть, в эту секунду впервые в жизни об этом пожалел.

«Что думу и сердце Учителя я пытаюсь раскрыть одними словами». Продолжу аналогию. Моше спорил со Всевышним, не желая получить высшую Небесную награду, а просил жить хотя бы птицей в Эрец Исраэль, чтобы своим полётом освящать Имя Всевышнего. Рав Ицхак как-то сказал моему брату, что если бы ему удалось выполнить мицвот, которые выполнял мой брат в общине, будучи главным Раввином Грузии, то он танцевал бы от радости. Воистину, праведники и в Высших мирах не знают покоя. Я не перевариваю мистику, но против фактов не попрёшь!

Источник

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Меир Левин

Меир (Марат) Левин родился в Тбилиси.
Работал журналистом в газете "Вечерний Тбилиси".
Приехал в Израиль.
Запел, стал писать музыку.
Автор книг.