Поделиться

Успешная неделя начинается с Авдалы

В Шулхан Арухе (точнее, у РаМО) есть описание обычая, который необходимо изучить подробно. Вот что пишут в ША ОХ 296, 1:

וְנוֹהֲגִין לִשְׁפֹּךְ מִכּוֹס שֶׁל יַיִן עַל הָאָרֶץ, קֹדֶם שֶׁיְּסַיֵּם בּוֹרֵא פְּרִי הַגֶּפֶן, כְּדֵי שֶׁלֹּא יִהְיֶה הַכּוֹס פָּגוּם

(Во время авдалы) принято у нас проливать (немного) из бокала вина на землю прежде окончания (благословения) «Создавший плод виноградной лозы», чтобы не был бокал с порчей.

Во-первых, разбор слов «бокал с порчей» отложим на потом.

Во-вторых, зададимся вопросом — «Зачем проливать вино?». Казалось бы, ответ приведен: чтобы не был бокал (вина) с порчей. Но, оказывается, это не ответ. РаМО тут же поясняет:

וְטַעַם הַשְּׁפִיכָה, דְּאָמְרִינַן: כָּל בַּיִת שֶׁלֹּא נִשְׁפָּךְ בּוֹ יַיִן כַּמַּיִם אֵין בּוֹ סִימָן בְּרָכָה, וְעוֹשִׂין כֵּן לְסִימָן טוֹב בִּתְחִלַּת הַשָּׁבוּעַ

И причина (обычая) проливать, потому что говорят: всякий дом, в котором не проливают вино, как воду, — нет в нем знака благословения. И делаем так для доброго знака в начале недели.

То есть, это добрый знак, чтобы неделя задалась такой, чтобы вина было много, как воды, а денег, выражаясь современной поговоркой, как грязи. Но про «бокал с порчей» РаМО никак этот симан тов (добрый знак) не связывает логически, хотя и упомянул в одном предложении.

Мишна Брура немного уточняет, каким образом проливать вино и совсем не тогда, когда говорит ША:

והאחרונים הסכימו דלא ישפוך בשעת ברכה כלל אלא בשעה שמוזג ישפכנו מלא על כל גדותיו שישפך על הארץ

И ахароним (последние мудрецы) сделали вывод, что не будут проливать (вино) во время благословения вообще, а только во время, когда наливают (вино), переполняя и проливая через край на землю.

Т.е., отлить из бокала вино нужно не во время Авдалы, а перед ней — и это очень важное уточнение. Замечу, что современная практика отличается от того, что мы видим в Шулхан Арухе и Мишне Бруре, так как проливаем через край в тарелочку, а не на землю. Но так как МБ ничего не возразила против объяснения РаМО относительного доброго знака на начало недели, то делаем вывод, что она согласна с тем, что отливать из бокала — это действительно добрый знак на всю неделю.

А вот Турей заhав (ТаЗ) объясняет это иначе:

היינו שאפילו אם יארע לו נזק שנשפך יין בשוגג לא יתרגז

Вот же, даже если увидит он ущерб из-за того, что прольется вино по ошибке, (то) не станет раздражаться.

Из этих слов мы видим, что если обычно человек огорчается или раздражается от того, что проливает напиток из полного бокала, и вылив часть вина перед Авдалой, человек уже не будет расстраиваться, если потом прольётся еще немного. Получается такой аутотренинг, помогающий не раздражаться по мелочам.

А вот теперь перейдем к слову «бокал с порчей»:

ТаЗ объясняет довольно сложно, но логично: человеку будет противно держать бокал, с которого чего-то капает и немного струится по руке, и если это случится во время благословения, то это будет отвлекать его от чтения благословения, чего никак допустить нельзя. Поэтому нужно отлить излишек на землю, чтобы спокойно держать бокал даже немного дрожащей рукой и говорить благословение, зная, что ничего не будет капать.

А вот «Матэ Йеhуда» даёт ответ, который прост с одной стороны, а с другой возбуждает дополнительный вопрос:

משום בלועי קרח

Из-за поглощения Кораха (землей).

Матэ Йеhуда говорит, что выливание вина на землю — это напоминание о случае с Корахом и его товарищами, которых поглотила земля. И, видимо, тем самым мы напоминаем себе остерегаться быть похожими на них.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com