Поделиться

«В человеке всё должно быть прекрасно…» | Урок из главы Эмор

И лицо, и душа, и одежда, и мысли. Чехов забыл про тело. Христианская культура пренебрегает телесным и мирским. Что, правда, не мешает Ватикану быть богатейшим собственником на Земле. Но Тора не лицемерит. Заглянем в неё и спросим: как евреи видят прекрасное и совершенное?

Совершенство и его противоположность (порок, увечье, нечистота) встречаются в главе множество раз. О коэне — «Скажи Аарону: увечный потомок твой пусть не приблизится, чтобы приносить хлеб Б-га…». О жертвенном животном – «Ничего, в чём есть порок, не приносите, ибо этим не удостоитесь благословения». «И принесёте ягнёнка беспорочного». «Тонкой пшеничной муки…». (Её происевали в 12 ситах с отверстиями разного диаметра – до идеальной чистоты) «Возьмите себе плод дерева прекрасного». «Чистого оливкого масла… на чистом светильнике…». (Использовались лучшие оливы с верхушки дерева, из них — первые капли первого из трёх отжимов,- те, что стекают легко, без пресса, самые прозрачные) А начинается глава словом «эмор» — «мягко скажи». Совершенства не потребуешь…

Комментаторы обсуждают вперемешку надмирное и бытовое, словно между ними нет никакой разницы. Например, куда запрещён вход коэну с телесным изьяном? Только ли на площадку длиной в 22 амы (от 10 до 14,4 метра, по разным оценкам) между внешним жертвенником и Эйхалем, зданием Святого Храма? Или также на 32 амы вдоль стороны самого жертвенника? Дискутируют наказания за принесение в жертву дефектных животных. И тут же перепрыгивают к персонам из мира духа, к мистическим причинам высоких свойств и пороков…

Чуть разнятся у мудрецов списки 60 основных и 80 прозводных от них увечий человека, делающего его непригодным к Храмовой службе. Одни говорят, что всем изъянам, портящим жертвенных животных, соответствуют аналогичные у человека. Просто к человеку, существу утончённому, требования выше и список его изъянов длиннее. Другие же подчёркивают, что у человека и зверя разная природа. Животное изначально сотворено в точном соответствии со своей миссией – и поэтому некоторые требования к нему строже.

Мы вдруг прикоснулись к сути. Совершенство (полнота и гармония свойств) – это и есть идеальное соответствие своему предназначению. Хотя бы в некотором, нас интересующем качестве («совершеннейший балбес!»).

Абсолютно совершенен только Творец. Совершенство же человека (как и всякой вещи в мире) в том, чтобы воплотить внутреннее, в него заложенное «послание». В теле, в разуме, в поступках…

Ущербный коэн не может служить в Храме не только потому, что «великолепному подобает великолепие». Другая, более мистическая причина – у него искажена связь с небесным прообразом коэнства: «высшим коэном». Ибо всякий телесный изъян свидетельствует об искривлении в духовном образе человека. Если дефект врождённый, он мог, например, быть вызван не вполне праведными мыслями родителей перед зачатием или нарушением правил семейной чистоты. В любом случае, Тот, кто знает сокрытое, примет меры, чтобы не подходящий к служению был от него отстранён.

Нам, евреям, чужда идея почитания юродивых, «убогих». Милосердие, жалость к ним, найти каждому человеку достойное место – да. Увечные коэны, например, готовили дрова для жертвенника, получали свою долю трумы… Но среди необходимых для пророчества качеств Рамбам называет физическую силу и здоровье. Судья своим видом должен внушать уважение. Первосвященник – быть здоров и красив.

Пренебрегающий духом примитивен, пренебрегающий телом – нереалистичен. Совершенен тот, чьё тело – надёжный и послушный инструмент души.

Говорит каббалистическая книга Зоар: «Совершенный человек – это тот, кто женился на праведной женщине, у них любовь и взаимоуважение и родились сын и дочь». А вот, согласно той же Зоар, процесс поднятия мужчины по духовным ступеням. «У новорожденного нет высшей силы. Обрезан – первое (духовное) пробуждение. Учит Тору – следующее. Исполняет заповеди – ещё одно. Удостоился жениться, родить детей и обучить их путям Святого Царя – тогда он человек, совершенный во всём».

Мудрецы находят, что последние буквы слов «тот, у кого увечье» составляют слово «рам» — вознесённый, гордый. И поясняют, что гордыня – наихудшее из духовных увечий. Вероятно, иногда Творец для того и посылает человеку увечье, чтобы смирить бушующую в сердце гордыню. Впрочем, в противовес мы вспомним хромоного деспота Тамерлана, «коротышек» Наполеона и Сталина…

Комментарий «Ор аХаим» разбирает 4 духовных мира и 4 уровня души: земную, духовно-эмоциональную, истинного разума и «душу души», связанную с источником высшей жизненности. Обсуждает «технику» обретения совершенства каждой из них и соединения их с телом. Но мы вынуждены остановиться и процитировать Гиллеля: «А теперь иди и учись!»

В качестве урока сегодня – стихотворение.

Не ищите, гусары, блаженства –
Конь лягнёт или пуля скостит…
А ищите, друзья, совершенство –
Сколько выгорит нам во-плоти.

Этот мир – неудобное место:
Ветер пляшет и время громит.
Здесь оставишь – червивеет тесто
И прочны лишь дворцы пирамид.

Здесь мы учимся, шкодные дети,
Для душистой и вечной Земли.
Что нам стоит пройти по планете? –
Мы когда-то сквозь море прошли!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com