— Ты знаешь, — сказал мне Хаим, — каждый раз, когда я читаю главу Балак, я путаюсь. Кто из них царь Моава, а кто пророк?
— Балак — царь, а Билам — пророк, — ответил я. — Почему ты их путаешь? Потому что их имена похожи?
— Не только из-за этого, — ответил Хаим. — Посуди сам: они оба были злодеи, оба злились на евреев и ненавидели их. Мудрецы Талмуда говорят ещё, что оба были колдунами.
— Балака, царя Моава, я могу понять: он опасался, что евреи захватят его страну. Так ведь?
— Да, но Творец ведь сказал Моше не захватывать Моав, поскольку это наследство Лота! Чего же он тогда опасался?
— Все верно, — ответил Хаим, — но все равно можно понять его опасения. Ведь даже если евреи не захватят его собственную землю, в любом случае они захватят все страны вокруг и приобретут такое влияние на Моав, что царская власть Балака останется только номинальной. В общем, Балака хоть как-то можно понять.
Но я не понимаю Билама!
Почему он ненавидит евреев? В чем они провинились перед ним?
Ведь Билам даже не жил по соседству, он пришел издалека, и несмотря на это, он изо всех сил старался проклясть еврейский народ. В нескольких местах мудрецы подчеркивают, что Билам ненавидел евреев больше, чем Балак.
Почему? Что мы ему сделали?
В чем мы провинились перед Биламом?
— Ты знаешь, — сказал я Хаиму, — много лет я искал ответ на этот вопрос и не мог найти. Пока не наткнулся на интересное высказывание мудрецов. В Мидраше сказано, что Лаван был отцом Билама.
— Лаван? — удивился Хаим. — Отец Рахели и Леи? То есть — Билам — это брат Рахели и Леи и шурин нашего праотца Яакова?
Но ведь… Лаван жил за несколько сотен лет до выхода евреев из Египта, плюс еще сорок лет, пока они добрались до Моава…
— Все верно- ответил я. — Ты прав. Я не уверен, что нужно понимать это выражение мудрецов буквально. Может быть, они имели в виду, что Билам был потомком Лавана, а не сыном. Или же он был его сыном в духовном смысле.
Но это второстепенные детали. Что на самом деле важно — это то, что Билам считал, что он должен быть “Отцом еврейского народа”.
— Секундочку, — сказал Хаим. — Я ничего не понимаю. Что Билам считал, и почему? И каким образом это связано с его ненавистью к нам?
— Очень просто, — ответил я.
Билам был пророком, мудрецы говорят, что его уровень пророчества был близок к уровню Моше-рабейну. Так почему Моше — вождь еврейского народа, а не Билам???
Мудрецы описывают его мысли метафорой — он был братом Рахели и Леи, а сейчас он не у дел.
Он успешный, как Моше, но…
— Ой-вэй! — воскликнул Хаим. — А я ведь тоже знаю очень талантливых людей, с огромным потенциалом, которые были очень близки к успеху, но что-то пошло не так, и не важно, что именно. Я могу понять их зависть, их злость, желание уничтожить, уничтожить все, даже ценой разрушения своей жизни…
— Насколько мы должны опасаться таких людей…
— Насколько мы должны опасаться сами превратиться в таких людей…