Поделиться

В заслугу чего разверзлось море?

Говорит рав Шимшон Пинкус, что когда евреи стояли на берегу Красного моря и молитвы для спасения было недостаточно, Творец сказал Моше: «Говори сынам Израиля — и пусть двинутся в море» — пусть самоотречённо зайдут в воды моря. Именно самоотречение, исполнение воли Творца наперекор своим страхам и сомнениям — это то, в заслугу чего Творец разверз море — объясняет рав Пинкус.

Адмор из Слонима говорит нам другую идею: написано в Теилим (псалом 114):

«1.Когда вышел Израиль из Египта, дом Яакова от народа чужого языка,
2.стал Йеhуда его святыней, Израиль – Его подданными.
3.Море увидело и бежало, Иордан обратился вспять».

Из этого мы учим, объясняет Адмор, что море разверзлось благодаря тому, что увидело святость, духовную чистоту народа Израиля, как он учит из 2 предложения этого псалма.

А как же Мидраш, который рассказывает нам, что море побежало вспять (раскрылось) благодаря тому, что увидело гроб праведного Йосефа? — спрашивает Адмор.

И отвечает, что Мидраш, говоря о Йосефе, имел в виду главное его качество — святость, духовную чистоту.

Для правильного понимания давайте определимся в терминах. Святость — это не нимб над головой. Святость — это отделённость от того, что неугодно Творцу, в первую очередь — от всего, что связано с развратом. Как мы знаем, Йосеф называется Праведником главным образом из-за того, что преодолел в возрасте 17 лет очень сложное испытание с женой Потифара, когда он вырвался от неё, оставив у неё в руках свою одежду. Кстати говоря, Мидраш рассказывает, что за это Йосеф получил и власть и богатство. Написано, что строгое соблюдение запретов, связанных с сексуальной сферой (не прикасаться к запрещенным Торой женщинам и не смотреть на них) — Сгула на богатство и власть.

Итак, гроб Йосефа намекает на святость, чистоту, о которой говорится в Псалме 114.

Поэтому, говорит Адмор из Слонима, никакого противоречия между Мидрашем и псалмом 114 нет.

Теперь нам остаётся соотнести сказанное сейчас с тем, что написал рав Пинкус о самоотречении.

Объясняет Рав Пинкус, что самоотречение, самопожертвование, например, самоубийство, проще сделать, чем каждый день отказываться от своих желаний ради высоких идеалов. И задача нашего поколения, объясняет рав Пинкус, — не самоотречённо умирать, а самоотречённо жить, самопожертвенно отказываясь от «больших» вещей в нашей жизни, которые отдаляют нас от Б-га. И главное самоотречение мы должны проявлять в области святости, духовной чистоты, благодаря чему наше поколение получит окончательное спасение (приход Машиаха), как и спасение, которое получило поколение выхода из Египта на море.

Так говорят наши Мудрецы.

Будьте счастливы!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com