Поделиться

Ве-Зойс а-Брохо (И вот благословение…) | Как подготовиться к благословению и как произнести его

Как подготовиться к благословению и как произнести его

Примечание переводчика: Я решил перевести и эту главу тоже, потому что это – именно общие соображения, важные всегда и для всех. А дальше идут уже конкретные законы – это уже пусть каждый учит сам…

Пишет Кузари (Рассуждение 3, 17): «Вот чем полезны благословения тому, кто привык произносить их сосредоточенно и подготовившись: они описывают удовольствие, которое получает душа, и ее благодарность Тому, Кто одарил ее этим удовольствием, и из-за этого в ней возрастает радость… Итак, праведник должен хранить в своем сердце смысл благословения, понимать, для чего оно нужно, и помнить, что с благословениями связана сама его жизнь…».

Мудрецы Талмуда установили шесть благословений на различные виды пищи. Цель каждого благословения – побудить сердце человека задуматься и осознать достоинства этой пищи, чтобы поблагодарить Вс-вышнего, с радостью и с чувством приподнятости, за то, что Он наблюдает за ним лично и сделал ему этот подарок. И вот что говорит Левуш (глава 212): «Благословения делятся на уровни таким образом. Благословение на хлеб, «а-мойци лехем…», — это самое значительное благословение из всех, поскольку человек, по слову благословенного Б-га, может довольствоваться для жизни одним лишь хлебом. После этого – Бойрей миней мезойнойс. Это благословение близко к предыдущему, поскольку тоже указывает на то, что Б-жественное управление миром достигает каждого человека в отдельности, Вс-вышний каждому дает пропитание и каждого насыщает. После этого – благословение Бойрей при а-гофен, по известной причине, приведенной во многих местах: вино радует и Б-га, и людей. После этого – Бойрей при о-эйц, поскольку оно относится только к плодам дерева. И после этого – Бойрей при о-адомо…».

Сложность процессов изготовления продуктов питания в наши дни стремительно нарастает. Каждый день мы видим, как в области производства и упаковки продуктов питания появляется что-то новое. В нашем поколении мы сталкиваемся со всевозможными продуктами и деликатесами, о которых наши предки никакого представления не имели. Мы должны быть благодарными Б-гу, Который одарил нас всеми этими продуктами, и благословлять Его, как подобает, сосредоточенно и полностью осознавая уникальность продукта, который сейчас перед нами – «задуматься и осознать достоинства этой пищи, чтобы поблагодарить Вс-вышнего, с радостью и с чувством приподнятости, за то, что Он наблюдает за ним лично и сделал ему этот подарок».

Подготовка к произнесению благословения

Подготовка тела к произнесению благословения

Перед тем, как произнести благословение почитаемому Царю, следует подготовиться. И вот как мудрецы Талмуда потребовали подготовиться к благословению:

1) Нужно, чтобы во время произнесения благословения рот был чист и свободен от всего, поскольку сказано (Теилим, 71): «Наполнит мой рот прославление Твое» (Мишно Бруро, 172, Каф а-Хаим, 4:3). Хорошо было бы промыть рот, встав утром, поскольку там собирается слюна, а произносить имя великого Б-га нужно в святости и в чистоте (Шульхан Орух, 4:17, Бейс Йойсеф там же).

2) Нельзя произносить благословение с непокрытой головой. Нужно покрыть голову кипой или чем-то вроде перед тем, как произнести благословение, — потому что этим человек выказывает смирение и трепет перед Вездесущим. (Шульхан Орух, 91:3, и Мишно Бруро там же, 2 и 13. И см. Игройс Мойше, Ойрах Хаим, 41:1, где сказано, что по закону нет необходимости закрывать большую часть головы – достаточно покрыть голову так, чтобы она считалась покрытой. Но тот, кто хочет отнестись к этому закону строже, пусть покроет большую часть головы). Незамужние девушки имеют право ходить с непокрытой головой (Шульхан Орух, 75:2). По мнению некоторых пойским, сефардские девушки должны покрывать голову по время благословения, однако в наше время распространился обычай пренебрегать этим – см. Ябиа Оймер, часть 6:15, Циц Элиэзер, часть 12, глава 13, и то же самое сказано в книге Тфило ке-Илхосо от имени одного из глав поколения: той, кто не придерживается этого требования, есть на кого сослаться. Но там же сказано, что ей следует покрыть голову, по крайней мере, на время Шмойнэ Эйсрей и Биркас а-Мозойн.

3) Если человеку нечем покрыть голову, пусть положит на голову руку – вместе с частью рукава (Мишно Бруро, там же). Или можно попросить, чтобы другой человек покрыл ему голову своей рукой (даже если у него нет рукава). Но покрыть голову своей рукой без рукава не считается, поскольку тело не может закрыть само себя. (Но если он не произносит благословения, то накрыть голову ладонью считается – Мишно Бруро, 2:11).

Нужно отметить, что всё это касается только покрывания головы для благословения, но на самом деле народ Израиля принял на себя обязанность ходить всегда с покрытой головой (Мишно Бруро, 2:11). И уж для благословения в любом случае необходимо покрыть голову даже в тех случаях, когда не принято держать голову постоянно покрытой (например, в бассейне и т.д.) (Очевидно).

4) Лехатхило (то есть если есть возможность выбора) человеку следует подобающе одеться перед тем, как произнести благословение (Шульхан Орух, 74, Мишно Бруро, 22. Один из глав поколения постановил, что даже если человек находится на пляже и т.д., когда это возможно, ему нужно подобающе одеться перед тем, как благословлять). В особенности для Биркас а-Мозойн следует надеть достойную одежду, так, чтобы тело было полностью закрыто (Согласно Ойр ле-Цийойн, раву Ш.З.Ойрбаху и другим, здесь действует тот же закон, что и для молитвы. И от имени рава Ш.З.Ойрбаха пишут, что произнести Биркас а-Мозойн в халате может только тот, кто настолько болен, что вынужден лежать в постели, — ему допустимо надеть халат на ночную одежду. А закон бедиавад здесь не обсуждается).

5) Биркас а-Мозойн читают непременно сидя. Некоторые считают, что и Ме-эйн Шолойш тоже читают непременно сидя (Шульхан Орух, 183:10. Мишно Бруро принимает промежуточное решение: Ме-эйн Шолойш после пяти видов злаков необходимо читать сидя). И хорошо было бы следить за тем, чтобы произносить сидя все благословения на еду. (В Мишне Бруре этого закона нет, и при необходимости, безусловно, можно этому не следовать).

6) Нельзя произносить благословение с грязными руками, например, если они испачканы маслом от еды или любой другой грязью. (Подробно об очищении рук и чистоте места для благословения – в другом месте).

Подготовить еду – чтобы она была перед благословляющим, чтобы благословению было на что подействовать

7) Нельзя произносить благословения, пока то, на что оно произносится, не будет находиться перед благословляющим. Если человек произнес благословение, а потом ему принесли ту еду, на которую он благословил, — не сработало и нужно благословить еще раз.

8) Если еда, на которую произносят благословение, лежала в коробке или находилась в другой комнате, — считается, что она лежит перед ним и благословению есть на что подействовать. И то же самое – если известно, что эта еда наверняка окажется перед ним. (По мнению Каф а-Хаим, незаваренный кофе считается несуществующим. Но, по-видимому, в наше время можно рассматривать его как «еду, лежащую в коробке»).

9) По этой же системе, если человек собирается попить воды из крана и убедился, что кран работает, он может произнести благословение, пока кран еще закрыт: поскольку вода несомненно потечет, она считается «едой, лежащей перед ним» (206, Мишно Бруро, 19).

10) Всё это (то есть пункты 9 и 10) – это бедиавад, но лехатхило нужно, чтобы еда была по-настоящему перед ним (Мишно Бруро там же). Поэтому тому, кто хочет попить воды из крана, лучше всего налить ее в стакан, взять его в правую руку и благословить. А если это невозможно, по крайней мере нужно открыть кран до того, как благословлять, чтобы меньше был промежуток и чтобы было видно, что это благословение произносится именно на воду. Но если он будет волноваться о воде, которая течет напрасно, пусть сделает как в пункте 9. (Из Раши на Брохойс, 50б, можно понять, что потеря воды может отменить даже само требование благословения – однако это не до конца очевидно. Рав Штернбух считает, что из-за потери столь небольшого количества воды волноваться не следует. Но, по-видимому, если человек всё же будет волноваться и из-за этого произнесет благословение торопливо, получится, что он сделал хуже, а не лучше, поэтому ему стоит сделать, как в пункте 9).

11) Если человек благословил на определенную еду, и, пока он благословлял, ему принесли еще еды того же вида, следует начать есть именно с того, на что он благословлял, поскольку благословение подействовало именно на эту еду, — даже если он имел в виду, что и к остальной еде оно тоже будет относиться, и даже если это более ценная еда (206, Мишно Бруро, 26).

Чтобы еда годилась в пищу – чтобы благословению было на что подействовать.

12) Нужно проверить фрукт – не червивый ли он и не гнилой ли, — прежде чем благословить на него, чтобы убедиться, что благословению есть на что подействовать.

13) Если человек благословил на плод, а потом он оказался настолько гнилым, что его нельзя есть, или если после благословения плод и потерялся, или что-то в этом роде, — нужно будет благословлять заново, поскольку первому благословению не на что было подействовать. А если во время благословения он имел в виду, что оно подействует и на другой плод, или даже не думал об этом, а другой плод просто лежал на столе – пусть съест этот другой плод, и благословлять заново будет не нужно. (206:6, Биур Алохо. Он пишет, что Шульхан Орух так не считает, но Каф а-Хаим считает, как Биур Алохо, поэтому и сфарадим могут поступать так же).

Подготовить еду – чтобы уменьшить промежуток

14) Даже если плод или еда лежат перед человеком, нужно еще подготовить их, чтобы можно было есть их немедленно, чтобы уменьшить промежуток между благословением и съеданием.

Примеры: Если человек хочет есть миндаль или орехи, ему нужно вначале расколоть первый и только потом благословить. Если он сделает наоборот, то раскалывание ореха после благословение будет, лехатхило, считаться перерывом.

То же самое – апельсин, грейпфрут и т.д. следует почистить перед тем, как благословлять. Целую дыню или целый арбуз перед благословением нужно разрезать. Упакованную еду, такую, как шоколад, или еду в закрытой коробке, или закрытую консервную банку, или нечто подобное, нужно вначале подготовить к съеданию, и только потом благословлять.

То же самое – напиток в кувшине. Если для того, чтобы его пить, его нужно вначале налить в стакан, то сначала наливают, а потом благословляют. И если еда или напиток очень холодные или очень горячие, так что их нельзя есть или пить, пока не пройдет небольшое время, — нужно благословить на них только после того, как они станут годиться для еды или питья. И то же самое – во всех подобных случаях.

15) Если человек собирается произнести благословение на еду и знает, что в ней не хватает соли или приправ – сначала нужно положить в неё всё, что нужно, чтобы благословить на то, что уже полностью готово к еде (Шаарей Тшуво, 202:1).

16) Целое. Нужно благословлять на еду, когда она целая – это «украшение заповеди». Поэтому не нужно резать еду перед тем, как благословить на неё (если только он так не готовит ее к немедленному использованию, как в пункте 14).

Например: Если человек собирается есть яблоко, разрезанное на половинки, нужно разрезать его только после благословения, поскольку разрезание делается мгновенно и не считается перерывом. То же самое – мясная котлета и т.д.: на них благословляют, пока они целые или большие, и только затем режут. (Так сказал один из глав поколения. В Геморе Брохойс, 39б, сказано, что понятия «большой» и «целый» относятся не только к хлебу – там упоминается и лук).

17) Очищенный плод, который сам по себе целый – типа арахиса, помелы и т.д. – называется целым. Поэтому, когда чистят плод, чтобы не было промежутка между благословением и съеданием (как в пункте 14) – нужно следить, чтобы сам плод остался целым, чтобы благословить на целый.

18) Если плод разрезан, лучше соединить его части, чтобы он выглядел целым – и так благословить на него. Например, если перед благословением открывают плод, чтобы проверить на червяков, нужно непременно снова закрыть его, чтобы он казался целым во время благословения.

Само благословение

Как держать то, на что благословляют

1) То, на что благословляют, чтобы съесть или понюхать, нужно во время благословения держать в правой руке, а левше – в левой (206:4. Держат – для того, чтобы внимание было направлено на то, на что благословляют, а в правой руке – потому что она важнее левой). Сефардские пойским велят делать согласно Каббале, то есть чтобы и левша держал еду в правой руке (Каф а-Хаим, 206:31). То, что принято есть ложкой или вилкой, можно и держать в ложке или на вилке. Каббалисты говорят, что не следует втыкать нож в плод, на который произносят благословение. (Бен Иш Хай, Болок, 4, пишет, что то же самое относится к железной вилке. Каф а-Хаим в 31 пишет то же самое, а в 32 добавляет и ложку. Однако, по-видимому, это всё же разные вещи: это нож противоположен жизни, а не вилка или ложка. Мишно Бруро упоминает только нож – по-видимому, она не запрещает другую посуду, даже металлическую. И то же самое говорят пойским нашего времени. А рав Мордехай Элиягу добавляет, что к посуде из нержавеющей стали всё это тоже не относится – запрет был наложен только и именно на железо).

Как произносить благословение

2) Благословляют, четко артикулируя, неторопливо, не пропуская ни одной буквы – как будто считают монеты. Слова следует произносить внятно и с правильными огласовками (Мишно Бруро, 172:7. Дойдя до Имени Б-га, произносят его не так, как оно пишется, а так, как произносится: А-дой-ной – Мишно Бруро, 5:2). Лучше произносить благословения громко, поскольку громкий голос помогает сосредоточиться на смысле произносимого (Мишно Бруро, 185:3. И Рейшис Хохмо, Кдушо, 15, говорит об этом очень подробно). Так или иначе, необходимо, чтобы благословляющий слышал ушами то, что произносит. Если вокруг шумно и из-за этого благословляющий сам не слышит своего благословения, ему стоило бы «украсить» свою заповедь и благословить погромче, чтобы ему самому реально было слышно (Алихойс Шлоймой, 24:4, см. первоисточник). Но если человек сам не слышал, что благословляет, заповедь исполнена бедиавад, если только он реально произнес благословение ртом и губами. (От имени рава Ш.З.Ойрбаха пишут, что если человек только артикулировал благословение губами, вообще ни звука не издав, это считается как произнесенное благословение). И во время произнесения благословений на еду или Биркас а-Мозойн нельзя прерываться посторонними словами (даже ответить на Кадиш и т.д.). (Подробности в другом месте).

3) Когда человек произносит благословение (или выслушивает благословение от другого, чтобы ответить «омейн» и тем самым тоже исполнить свою обязанность), запрещено делать что бы то ни было, даже самое незначительное, например, обмахиваться веером (Каф а-Хаим, 63:27), накрывать на стол (Каф а-Хаим, 191:5), играть с ребенком (один из глав поколения) или вытирать руки (Бен Иш Хай, Хуккас, 5). И нельзя указывать глазами или делать знаки пальцами (Бен Иш Хай, там же). Причина во всех случаях одна и та же – так человек показывает, что для него благословение – это нечто второстепенное, случайное. Именно об этом говорит стих: «А если вы будете исполнять Мои заповеди, как что-то случайное…» (Турей Заhав и др.).

[Сама идея того, что запрещено благословлять «как будто делаешь нечто случайное», высказана в отношении чтения Шма (Юмо, 19б, и принято как Алохо в Шульхан Орухе, 63:6). Но Рамбан (Милхомойс, глава «Читал…») пишет, что к Биркас а-Мозойн тоже относится запрет «делать как будто случайно», и это тоже принято как Алохо в Шульхан Орухе, 183:12. Турей Зоhов (191:1) распространяет этот запрет на все благословения. И Мишно Бруро приводит его слова как практическую Алоху в 199:5.

Мишно Бруро (63:19) остался с тяжелым и неразрешимым вопросом на слова Мехабера в Шульхан Орухе, из которых следует, что разрешено заниматься ремеслом во время чтения благословений Шма. Это непонятно: ведь запрещено заниматься ремеслом, когда произносишь благословения! При Мегодим (Мишбецойс Зоhов, 191:1) проводит различие между Шма, к которому относится закон слов Торы и во время которого можно поэтому заниматься ремеслом, и благословениями (в том числе благословениями Шма), во время которых запрещено заниматься ремеслом. По-видимому, он исходит вот из чего. Поскольку заповедь требует повторять слова Торы во всякое время, в том числе когда человек занимается ремеслом, получается, что заповедь дана именно в этой форме, и, значит, одновременное занятие ремеслом не есть посягательство на почет Торы. И, может быть, Мехабер тоже считает, что есть различие между Шма (когда разрешено) и благословениями (когда запрещено) заниматься ремеслом. Именно так говорит Каф а-Хаим (63:32). Мишно Бруро приводит такое соображение: Мехабер ведь разрешает надеть талес во время Шма! Но это соображение можно оспорить: если человек это делает, он никак не портит Шма, потому что талес нужен для самого Шма – точно так же, как можно подать ребенку знак, чтобы он лучше сосредоточился, и это не будет означать, что в это время чтение Шма стало «чем-то случайным» (Шаарей Тшуво, 190:1), или как если на полу лежит Сидур и не дает сосредоточиться, его разрешено поднять даже во время Шмойнэ Эйсрей – 96, Мишно Бруро, 17.

Наше рассуждение об основаниях подхода Бейс Йойсефа приводит к такому выводу: во время благословения разрешено совершить действие, нужное для самого благословения, и это не означает «сделать благословение случайным». Так, рав Ш.З.Ойрбах оправдывает тех, кто вытирает руки одновременно с благословением на Нетилас Ядаим: поскольку они заняты этой самой заповедью (омовением рук), их действие не портит благословения. Кстати, в любом случае это благословение произносится до вытирания рук. Но очевидно, что нельзя опираться на эту идею, если можно сделать по-другому. Например, если человек читает благословения по Сидуру, он должен найти нужное место до того, как начнет благословение, а не листать, одновременно произнося благословение. И таким же образом нужно вначале надеть костюм, а потом начать Биркас а-Мозойн, и так далее.

И еще следует отметить, что запрет делать что-либо во время благословения относится и к Кадишу, и это прямо сказано в Мишне Бруре (25:56). И Каф а-Хаим пишет: «Запрещено делать что бы то ни было, даже самое легкое, когда благословляют, и также нужно следить за этим, отвечая на Кадиш, который есть прославление Вс-вышнего Б-га и в котором заключены тайны вышнего мира. И не следует поступать как те немногие, которые складывают талес или тфиллин, отвечая на Кадиш»].

При этом ходьба не считается делом, из-за которого благословение становится случайным, и разрешено произнести благословение на ходу.

[Согласно Мишне Бруре (63:11), по которому разрешается читать Шма (кроме первого стиха и Борух Шейм) на ходу или стоя, и это не называется сделать чтение случайным – см. Шульхан Орух, 63:6. И в Алихойс Шлоймой от имени рав Ш.З.Ойрбаха это тоже разрешают, но дальше там сказано, что лехатхило не следует идти во время произнесения благословения, потому что нужно благословить спокойно и не отвлекаясь.

И нужно разобраться, как поступить тому, кто ведет машину (автобус и т.д.). Возможно, к нему относится закон едущего на животном, и тогда ему разрешено прочесть Шма, пока он ведет (см. 63, Мишно Бруро, 10: он говорит, что это запрещено только во время первого стиха Шма, но во время остальных стихов Шма небольшие хлопоты не составляют проблемы, — и то же самое для благословения). Однако, с другой стороны, можно сказать, что его дело требует больше внимания, чем передвижение верхом: он ведь должен быть очень сосредоточенным на вождении, чтобы не стать причиной аварии. И так сказал рав Ц.Вебер: запрещено произносить благословение, ведя машину, потому что это считается, что он занят ремеслом; нужно остановить машину и тогда произнести благословение. И, возможно, этим требованием можно пренебречь, когда это очень нужно, поскольку это только требование лехатхило, не делающее благословение неправильным бедиавад. Но это еще нужно изучать.]

И следует разрешить во время благословения подать знак не мешать ему – например, знаком велеть ребенку помолчать, или, встретив знакомого, показать знаком, что ты сейчас завершишь благословение и сможешь поговорить с ним. (Мы уже видели разрешение совершить движение ради того, чтобы нечто не мешало сосредоточению. Но лучше всё равно прерваться и сделать нужный знак, чтобы не потерять сосредоточенности на тот момент, когда делается этот знак).

4) Лехатхило промежуток времени между благословением и съеданием не должен быть больше чем тойх кдей дибур (время, необходимое для произнесения фразы «Шолойм олехо реби»). Но если прошло больше времени, повторять благословение не нужно – если только во время перерыва человек не отвлекся. Но если человек между благословением и съеданием что-то сказал, пусть даже всего одно слово, это считается настоящим перерывом (если сказанное было не нужно для благословения – 167:6) – и нужно будет повторить благословение (206:3, Мишно Бруро, 12). Поэтому нужно привыкнуть непременно проглатывать немного еды, прежде чем начать говорить (167, Шаар а-Цийун, 30. Бедиавад, если человек заговорил, еще не проглотив еду, но прожевав ее, ему не нужно будет благословлять заново).

Намерение при благословении

5) Прежде чем произнести благословение, необходимо знать, какое благословение произносится, чтобы, произнеся Имя Б-га, то есть главную часть благословения, уже знать, чем он его закончит. (Кицур Шульхан Орух, 6:1, Бен Иш Хай, Болок, 14, Хайей Одом, клаль 5, параграф 14). (Еще подробности и законы об ошибке в благословении – в другом месте).

6) Не подобает произносить благословение автоматически, без размышления о нем. Необходимо задуматься о милосердии и доброте благословенного Б-га, Который дал человеку то, на что он собирается благословить. (Больше об этом сказано в предшествующих рассуждениях).

7) Благословение нужно произносить не торопясь и осознавать значения слов (Мишно Бруро, 5:1). И, произнося Имя А-дой-ной, нужно иметь в виду и значение его звучания, то есть то, что Вс-вышний – Хозяин всего, и значение его написания (йуд-hей-вов-hей), то есть то, что Он был, есть и будет. А произнося Имя Элойким, надо иметь в виду, что Он мощен, всемогущ и властвует над всеми силами. А согласно мнению а-Гро, произнося Имя А-дой-ной, достаточно иметь в виду, что Он – хозяин всего (Шульхан Орух, Ойрах Хаим, 5, Мишно Бруро, 1). [Сефардские пойским постановляют, как Мехабер, то есть, произнося Имя А-дой-ной, следует иметь в виду оба значения. И хорошо еще иметь в виду и объединение обоих этим имен, поскольку согласно Каббале подразумевается именно оно].

8) Если трудно держать в голове все эти значения Имен Б-га при каждом благословении, следует, по крайней мере, напрячься и утром иметь всё это в виду, когда произносит Имя А-дой-ной и Имя Элойким первый раз за день. И перед тем, как начать своё первое благословение, пусть скажет, что все эти смыслы будут подразумеваться всякий раз, когда он будет произносить эти Имена, от этого момента и до завтрашнего утра (Бе-Цейль э-Хохмо, 4:1. И подобное же пишет Тhило ле-Довид, 21, от имени Гаона из Бучач, и так же пишет Пниней Ям, конец главы Афикей Ям). И очевидно, что если он забыл сделать такое условие перед первым благословением, он может сделать его и потом, когда вспомнит.

Этот способ предназначен для случая бедиавад, то есть если человек не смог правильно сосредоточиться во время какого-нибудь из благословений. Но лехатхило не подобает полагаться на это условие, а следует стараться держать в голове все необходимые смыслы Имен каждый раз, когда они произносятся.

9) Поскольку благословения необходимо произносит сосредоточенно и с правильным намерением, нельзя разговаривать рядом с тем, кто произносит благословение, чтобы не мешать ему сосредоточиться (так указал рав Ш.З.Ойрбах – приведено в Ве-Сейн Брохо, 2:18:3, относительно Биркас а-Мозойн).

10) Прежде чем произнести благословение, хорошо было бы вспомнить, что он сейчас намеревается исполнить заповедь мудрецов, которые повелели благословлять. А если он собирается произнести Биркас а-Мозойн, пусть намеревается исполнить заповедь из Торы, выраженную в стихе (Дворим, 8): «И ты поешь, и насытишься, и благословишь» (Шульхан Орух, 60. Мишно Бруро, 10 – о том, что для исполнения заповеди необходимо сознательное намерение их исполнить, и что правильно было бы иметь такое намерение и в случае заповеди мудрецов).

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com