Поделиться

Ве-Зойс а-Брохо (И вот благословение…) | Вступление. Рассуждение первое. Гимн

Несколько слов от переводчика

Я ненавижу, когда в книгах используют всякие красивые слова, высокий стиль и т.д. – я обычно такие книги не покупаю. Но иногда этого вообще никак не избежать – если высокие слова используются не просто так, для красоты, а реально соответствуют теме. И благословения – это как раз такая тема. Вряд ли о ней можно говорить по-другому – хотя объяснений на простом языке будет тоже достаточно. В общем, после этого текста начинаешь понимать, что раньше ты о благословениях вообще ничего не знал и ничего не умел, а теперь потихоньку начинаешь понимать. Итак,

Предисловие

Перед тем, как говорить о Алохойс, мы решили пересказать несколько отрывков из Агоды. Мы хотим разобраться, какие обязанности благословения накладывают на намерения нашего сердца и вообще что такое то молитвенное служение, которое внешне выражается в произнесении благословения. На самом деле, правильно служить Вс-вышнему можно только тогда, когда ты объединил в себе знание Алохойс и правильное намерение сердца. Рав Шломо Вольбе в «Алей Шур» пишет: «Алохо – это структура жизни общины Израиля во всех поколениях… А в правильной душе параллельно развивается внутренний процесс: чувство святости, понимание того, что же такое служение Б-гу, благодаря чему человек в конце концов понимает, что же хотели сказать мудрецы Талмуда в Агоде…». Слова рав Вольбе относятся ко всем заповедям Торы, и уж тем более они относятся к благословениям, главный смысл которых – внутренняя работа души. Об этом сказал Ритво (Псохим, 7б): «Почему мудрецы Талмуда потребовали произносить благословение на заповедь перед тем, как исполнить её? Потому, что благословения относятся к служению сердца, и следует предпослать служение сердца практическому действию, то есть служению тела». Поэтому сейчас мы собираемся как можно глубже изучить, какие же святые чувства пробуждаются в душе человека, произносящего благословение.

Рассуждение первое

Гимн

Все сотворил Он ради Своей славы – ради Своего царствования

Гемора (Брохойс, 35а): «Сказал рав Йегудо от имени Рава: Когда человек пользуется этим миром, не произнеся благословения, он как бы незаконно пользуется святыней, совершая грех меило, согласно сказанному: «Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет»».

Комментирует Маараль («Нетивойс Ойлом», «Нетив а-Авойдо», глава 14): «Ибо все сотворено для того, чтобы служить благословенному Б-гу, все Он сотворил ради славы благословенного Б-га. Ведь во всем, что Он сотворил, и в том, как Он это сотворил, видна слава Его деяний. Поэтому весь мир – святыня для Б-га, как обычные жертвы, которые предназначены для служения Б-гу… Но поскольку цель творения – прославление Б-га, получается, что когда человек познаёт благословенного Б-га через деяния Его рук, когда он благодарит Его за сотворенные Им плоды, — это тоже прославление благословенного Б-га, благословение за то, что Он сотворил. Когда человек платит Б-гу благословением за то, что Он сотворил плоды, они перестают быть святыней: благословение выступает как выкуп этих плодов».

Вот что это означает. Мир и всё, что его наполняет, сотворено «ради Его славы» — для того, чтобы через мир раскрыть славу великолепного величия Царя мира. Когда человек пользуется плодами этого мира без благословения, он «крадет благословения за них у Вс-вышнего» (так выразился Раши в комментарии на это место), – он лишил мир того раскрытия Царства Небес, которое должно было состояться благодаря этому сотворенному плоду. Напротив, если человек благодарит Б-га за Его доброту, он раскрывает ту славу, ради которой и была сотворена та вещь, которой он пользуется. И поскольку эта вещь исполнила тем самым свое предназначение, отныне пользоваться ею разрешено. Получается, что сущность благословения – провозгласить и раскрыть Царство Небес!

Этот же путь рассуждения мы находим в Мидраше (Ялкут Шимойни, Теилим, 34): ««Отведайте и увидьте, что добр Б-г» — Вс-вышний сказал: «Исполняй каждую заповедь, которую Я дал тебе в Торе. Если ты поел от плодов земли или дерева, произнеси на них благословение. Ведь если ты поел, а благословения не произнес, ты украл и плод, и дерево, и землю, обокрал Того, Кто их вырастил». Но если человек поел плодов и произнес благословение, он провозгласил царскую власть их Творца. Вот и получается: «Отведайте и увидьте, что добр Б-г»». «Заис Раанан» на это место объясняет: «Все заповеди – то есть если ты произносишь благословение на каждую вещь, ты как будто исполняешь все заповеди».

«Ялкут Шимойни» развивает тот же принцип, который мы увидели в толковании Талмуда, приведенном перед этим (из Брохойс, 35). Мудрецы Талмуда открыли нам, что для смышленого наблюдателя каждое ощущение вкуса и вообще каждое удовольствие от мира – это еще один аспект раскрытия славы Царя мира. И через благословения человек постигает доброту благословенного Б-га и воспевает перед Ним это благословение, как гимн. «Отведайте – и увидьте, что добр Б-г»! А раз так, то благословение засчитывается как исполнение всех заповедей, поскольку предназначение всех заповедей – принять царскую власть Вс-вышнего (так объясняет Рамбан в комментарии на главу Бой; этот отрывок будет приведен ниже). А тот, кто провозгласил царскую власть Б-га через благословение, достиг тем самым истинной цели всех заповедей.

В этом же смысле высказался Авудрогом («Сэйдер Шахарис», лист 34): «Смысл всех благословений в том, чтобы мы приняли на себя иго Царства Небес, поскольку сказано в главе «Как благословляют»: «Благословение, в котором не упомянуто Имя Б-га и Его царство, не является благословением».

Таким образом, мы узнали, какому великому служению обязали нас мудрецы Талмуда, когда велели нас произносить по сто благословений в день. Идея этой обязанности в том, чтобы снова и снова в самой глубине сердца убедиться в истинности того, что Б-г, наш Г-сподь – Царь мира, что это Он сотворил кушанье, приносящее нам пользу и доставляющее удовольствие, и что Он дал нам Тору и заповеди. И так написал и Рамбом (Благословения, 1:4): «Ибо они [благословения] – прославления, благодарения и моления, чтобы помнить Творца постоянно и трепетать перед Ним»!

Сотворение мира – чтобы прославлять и благословлять

Великое дело – благословлять и провозглашать царскую власть благословенного Б-га. Этоодна из основ Торы и одна из главных причин сотворения человека, — это будет, с Б-жьей помощью, разъяснено ниже.

Мидраш (Шойхар Тойв, 89) говорит: «Мир был пустым и безвидным, и Б-г сотворил мир, и сотворил человека, и дал ему власть над всем благом, чтобы тот прославлял Его. А нам что делать? – Прославлять и благословлять!».

То же самое сказано в «Алфавите» раби Акивы (на букву алеф). «Алеф» — это аббревиатура слов «открою язык и уста» — «уста и язык открою». «Вс-вышний сказал: Я открою уста всех людей из плоти и крови, чтобы они прославляли Меня всякий день и провозглашали Мою царскую власть над всеми четырьмя сторонами света, ибо не будь песни и гимна, которые они провозглашают передо Мной всякий день, Я не сотворил бы Моего мира».

Многие Ришойним подчеркивают этот принцип и разъясняют его. Рабейну Йойно (Шаарей Тшуво, Шаар 3, 143 и 148): «Все сотворено для ради славы благословенного Б-га, согласно сказанному (Йешайо, 43:7): «Все, что названо Моим Именем, ради Моего почета сотворил Я, создал и сделал». И если нам стало ясно, что Вс-вышний сотворил все для своей славы, значит, мы обязаны постоянно искать возможности почтить Б-га и освятить Его всем, что в нашей власти, и превознести Его, благодаря и благословляя Его постоянно, согласно сказанному (Теилим, 34): «Стану благословлять Б-га во всякое время, всегда прославление Его на моих устах»… И тем самым мы обретем, размышлением своего сердца и словами своих уст, без всякого изнурения и труда, — высочайшую заслугу, до самых Небес, ибо это – главное, для чего был сотворен человек!».

Этот принцип упоминается и в комментарии Рамбана на Тору (Дворим, 32:27): «Б-г сотворил человека в нижних мирах, чтобы тот узнал своего Творца и вознес благодарение Его Имени… [И если бы «ненавистники Израиля» исчезли бы, Б-же упаси], смысл сотворения человека был бы полностью потерян, ибо не осталось бы среди людей тех, кто знает Творца, а только те, кто сердит Его…».

И добавляет Рамбан (в конце главы Бой): «И предназначение всех заповедей – в том, чтобы мы верили в нашего Г-спода и благодарили Его за то, что Он нас сотворил, и в этом же – предназначение всего сотворенного мира. Нет другой причины первоначального акта Творения, и Вс-вышнему Б-гу ничего не нужно в нижних мирах, кроме того, чтобы человек знал и благодарил своего Г-спода, Который его сотворил».

Так что мудрецы прежних поколений объяснили нам, что предназначение человека, главная цель всего мира вообще и смысл всех заповедей – в том, чтобы мы верили в нашего Г-спода и благодарили Его за то, что Он нас сотворил!

Благословение – направляет поток блага в этот мир

Невероятна мощь благословения! В Геморе (Брохойс, 35б) сказано так: «Если человек взял что-то из этого мира, а благословения не произнес – он как будто обокрал Вс-вышнего и Общину Израиля, и о нем стих: «Обворовал отца и мать…»».

Рабейну Бехайей (Дворим, 8:10) объясняет это вот как. «У Б-га он украл Его власть над миром, а у Общины Израиля – плоды земли. Ведь из-за этого преступления плодов у евреев становится меньше, — и он в этом виноват»!

Оказывается, в благословениях на еду заложен поток блага с Небес, и нет более удачной экономической программы, чем тщательное исполнение заповеди благословений. Рабейну Бехайей еще и объясняет, почему это так: «Ведь тот, кто произносит благословение, свидетельствует о том, что Б-г управляет миром, что это Он, благословенный, организовал пропитание жителям нижнего мира, чтобы они могли поддержать жизнь. И за эту заслугу злаки и фрукты получают благословение с Небес, и их становится больше. А если человек пользуется ими, а благословения не произносит, он крадет у Б-га Его власть над миром».

Очень похоже выражается и «Сэйдер Ойлом» (это книга, которую написал один из великих мудрецов Цфата времен Бейс Йойсефа). «Когда человек, обитающий в нижнем мире, размышляет о Б-ге и вдумчиво произносит благословения Ему, звук этих благословений пронзает все слои Небес и возносится до Престола Б-жественной Славы. И Вс-вышний (если только можно так сказать) возвышается благодаря этому благословению и радуется ему огромной радостью… И тогда Он заготавливает для этого человека пропитание и посылает всё необходимое его семье. Он открывает Свою руку и насыщает все живое благоволением. Но если в день произносят меньше сотни благословений, то это великое дело остается незавершенным, — это известно тем, кто постиг прелесть Тайного Учения».

Чтобы понять всё это, вспомним наше фундаментальное правило. Если мир сотворен для того, чтобы прославлять Б-га, значит, тот, кто благословляет и прославляет Б-га, укрепляет самые основы мира, на которых он покоится. А из-за этого расширяются те каналы, по которым в мир нисходит поток блага с Небес, — того блага, которое дает миру жизнь.

Любовь к Б-гу

Прежде чем мы завершим это рассуждение, хотелось бы кое-что добавить. Нужно пояснить, что идея гимна не исчерпывается тем, что человек чисто интеллектуально понимает, что Б-гу принадлежит вся власть в мире. Гимн – это когда душа возвышается, достигает любви к той Высшей силе, которую этим гимном прославляют и восхваляют. И благословение так и работает. Если человек приучит себя вдумываться в те потрясающие слова хвалы Б-гу, которые слетают с его уст, когда он произносит благословение, он будет подниматься всё выше и выше, до самых верхних уровней. Великий мудрец и праведник раб Яаков Горвиц (брат автора «Шней Лухойс а-Брис») пишет в своей книге «Йеш Нойхалин»: «Если человек обращает свой разум к значению и смыслу тех тем и тех потрясающих восхвалений и описаний почета Б-га, которые произносит, нет сомнения, что душа его пробудится, и эти слова постепенно проникнут в его сердце, наполнятся радостью и трепетом из самых глубин души и понесут к Б-гу прославление Его великолепия и молитву к Нему… И он станет подниматься со ступени на ступень, пока не достигнет очень высокого уровня. И он удостоится исполнить заповедь любви к Б-гу, научится совершать все свои поступки только ради любви к Б-гу, по-настоящему желая этого в своей невыразимой привязанности к Б-гу. И он перестанет обращать внимание на проблемы этого мира и на его соблазны, и будут они презренны в его глазах и отвратительны, и сила его разума будет с каждым днем все больше преодолевать телесные силы… И так он дойдет до уровня трепета перед Б-гом, укоренившегося в душе, а это – окончательное совершенство. И да удостоит нас Б-г этого трепета вскорости, амен, да будет такова Его воля!».

Несколько слов в завершение

Итак, мы рассмотрели один из аспектов «служения сердца», то есть благословения. Он состоит в том, чтобы вдуматься как можно глубже в Б-жественное управление миром, осознать и провозгласить, что Б-г, наш Г-сподь, — Царь мира, Который управляет миром и нами и никогда не забывает о нас. Человек должен задумываться о тех прославлениях Вс-вышнего, которые произносят его губы, и стараться возвыситься до уровня истинной любви к почитаемому Царю. И в награду за это он будет есть плоды – плоды земли и плоды этой заповеди – в этом мире, и будет их достаточно. Но главная награда будет храниться для него в Будущем мире, и будет она огромной, потому что, произнеся благословение, он исполнил то самое, ради чего был сотворен он сам и весь мир.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com