Поделиться

Веселие есть питие! | Урок из главы Шмини

Рассказ о трагическом событии – гибели старших сыновей Аарона Тора завершает странно.

«И сказал Г-сподь Аарону: вина и шейхара не пей ты и сыновья твои, когда войдёте в шатёр соборный, дабы вы не умерли. Устав вечный родам вашим, чтобы вы различали между чистым и нечистым, святым и будничным…».

Комментируют, что одна из причин смерти Надава и Авигу – они выпили немного вина на празднике освящения Храма, а после вошли в святилище.

Удивляются мудрецы: запрет ещё не дан, как же можно наказывать за дозволенное? Разъясняют: кара пришла не за само вино, а за его последствия. Сознание замутнилось, братья спутали закон и внесли в святыню чуждый огонь. И так жёстко мудрецы по поводу вина проходятся, что возникает сомнение: вправду ли жиды Русь споили?

Создано вино, лишь чтобы дать забвение, утешение скорбящим. И дабы воздать награду грешникам в этом мире. Не оттого ли мусульмане так его избегают, надеясь в будущем распить с гуриями?

«Не смотри на вино, что красно оно». С одной стороны, мы узнаём, что наилучшее вино для жертвенника и кидуша – красное. С другой, что его последствия – кровь, убийство (слова дам – «кровь» и адом – «красный» в иврите близки). Когда Адам, первый человек, выпил вина на своей свадьбе с Хавой, легкомыслие привело к нарушению Высшей воли. Срывание плода, изгнание из рая… и вся наша с вами дальнейшая история.

Теперь вам понятен один российский обычай – жених на свадьбе не пьёт? В рай хочется! Есть, кстати, мнение, что плод Дерева познания добра и зла – виноград. Или даже бутылка шипучего. В общем, смерть вошла в мир через вино.

Гематрия яин (вино) равна 70 (как и у слова сод, тайна). Когда у Синая сыновья Аарона вмести с 70-ю старейшинами «видели Б-га, и ели, и пили» – это был не алкоголь. Само наслаждение бесконечным “для себя” приравнивается к пьянству! Тайны преждевременно раскрылись. Постигшее Надава и Авигу наказание – отсроченный результат того “застолья”. Остальных спасла молитва Моше.

В трёх вещах испытывается человек: бакосо, кисо векаасо. Стаканом, кошельком и гневом. Стакан приводит к опустошению кошелька и гневливости. Гневающийся же – подобен идолопоклоннику, ибо служит дурному началу идолу в себе. Да и от поклонения собственно истуканам такой недалёк – гнев лишает разума и самоконтроля.

Вино вызывает сонливость, самоуверенность, снижает отчётливость ума. Когда коэн совершает службу, он должен быть скромен, прыток и обладать ясным сознанием. Слишком велика ответственность, слишком влияют его действия и мысли на мир! Тора запрещает рисковать.

Даже выпивший перед службой ревиит вина (меньше полстакана) коэн наказывается смертью от руки Небес. Он словно бы не надел необходимые для службы одежды. Он — увечный, которому работа в Храме запрещена. Причём особым, человеческим увечьем (пьяного барана можно возлагать на жертвенник), приближающим его к состоянию животного.

Учёные спорят о деталях: входит ли сюда молодое вино, разбавленное, другие опьяняющие напитки; наказывается ли коэн, если он войдёт в святилище с бутылкой и “тяпнет” на выходе? На практике, та из 24-х коэнских смен, которая заступала на службу в Храме, в течение всей “рабочей недели” не прикасалась к спиртному.

Ещё – запрещено выпившему ревиит трактовать Закон и судить. Иначе он может перепутать между чистым и нечистым, запрещённым и дозволенным

Как же теперь объяснить, что вино пользуется таким уважением? Его возливают на жертвенник, им освящают Шабаты и праздники. Отделяют святое время от будничного («различай!»). Тора сравнивается с вином, 70 её аспектов – с числом 70 («яин», вино). 70 детей Яакова, 70 народов мира…

Оказывается, есть два вида вина. Вино внешнее, о котором предупреждает Б-г Каина: «У входа грех сторожит, но ты учись властвовать над ним!».О нём говорит пасук: суммарная гематрия слов вино и шейхар равна гематрии шерец – нечистый гад. Это вино опьяняет, оно подвержено ритуальной нечистоте…

Но ещё есть вино, хранимое в виноградинах с шести дней Творения. Сберегаемое для праведников, неосквернённое – ибо в первые шесть будничных дней зло ещё не портило мир. До греха Адама, по неопытности смешавшего его с вином “внешним”…

Если человек использует вино в соответствии с Законом – он соприкасается с вином вечности. Которое само позаботится, чтобы повеселевшее тело хранило достоинство. Что за удовольствие оказаться на Пурим среди мудрецов! Языки под влиянием заповеди – “пить, пока не перепутаешь гематрии благословен Мордехай и проклят Аман”, развязались… Откровения знания, в обычное время из скромности утаиваемые, так и сыплются! Мы этим снова и снова исправляем грех участия в пире Ахашвероша – когда персидский царь выставил для обозрения краденные сосуды Храма и радовался еврейскому рабству… Впрочем, тому, чьё сердце наполнено чепухой – лучше в Пурим просто полчасика поспать.

Урок: еврейское отношение к миру – не мусульманское воздержание или франко-русский разгул. Мы, вооружённые Торой, обязаны вносить и в простое вино глоточки его вечного прототипа.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com