Поделиться

Вопросы Хаима | Глава Ницавим

— Ну, как идет подготовка к Рош а-Шана, Хаим? Все уже готово?
— Нет. Вообще нет, — ответил Хаим. – У меня еще очень много вопросов без ответов. Может, ты готов ответить на них?

— Конечно! – ответил я. – Если я знаю ответ, я с радостью тебе помогу.
— Отлично – сказал Хаим. — Приступим:

Перед Рош а-Шана мы делаем «атарат недарим», разрешение от обетов. Его обязательно делать в день перед Рош а-Шана, или можно сделать на несколько дней раньше?
— Можно сделать на несколько дней раньше.

— Можно сделать «атарат недарим» за другого человека?
— Нет, нельзя.

— Как это, — испуганно спросил Хаим, — я не могу сделать «атарат недарим» для своей жены?
— Для жены можно, но ты должен сообщить об этом перед началом «атарат недарим»

— Принято окунаться в микву перед Рош а-Шана?
— Да, это очень хороший обычай.

— С которого часа можно окунаться?
— Лучше всего окунаться не раньше, чем за час до полудня, чтобы было ясно, что человек окунается для Рош а-Шана.

— Какое благословение произносят на яблоко, которое окунули в мед?
— В принципе нужно благословение на «плод дерева». Но реально, как правило, никакого благословения не нужно, поскольку перед яблоком едят финик, и благословение произносят на него. Поскольку финик один из «семи видов», его едят первым.

— А что раньше, финик или гранат?
— Финик.

— Когда говорят «Да будет такова воля…», когда едят «симаним», произносят имя Творца?
— Есть несколько мнений по этому поводу. «Мишна Брура» разрешает произнести его.

— Благословляют ли женщины «Шеэхейяну» во время зажигания свечей во вторую ночь Рош а-Шана?
— Да. Но желательно, чтобы у них была дополнительная причина для «Шеэхейяну», например, новое платье или новый фрукт.

— Что делать, если пропустил вставку в молитве «зохрейну…», «упомяни нас для жизни»?
— Продолжать молиться.

— Если человек в молитве вместо «Царь святой» сказал «Б-г святой», как в остальные дни года?
— Нужно начать молитву заново.

— А в случае, когда не уверен, что именно он сказал: «Царь святой» или «Б-г святой»?
— А вот здесь законы различаются. В Рош а-Шана и Йом Кипур мы предполагаем, что он сказал все правильно, и не нужно начинать молитву заново. Но в остальные «десять дней раскаяния» мы полагаем что он таки ошибся, и поэтому нужно начинать с начала.

— Обязательно стоять во время трубления в Шофар?
— Во время трубления перед Мусафом не обязательно стоять, но все же принято слушать все трубления стоя.
При трублении во время Мусафа нужно стоять.

— Нужно ли стоять, когда открыт «Арон а-Кодеш»?
— Нет. Но принято стоять

— Что делают сначала: возвращают свиток Торы на место или трубят в шофар?
— Сначала трубят в Шофар. Свиток Торы на это время покрывают талитом.

— Должна ли община произносить вслух «упомяни нас для жизни» и «кто подобен Тебе» во время повторения молитвы?
— Есть несколько традиций в отношении этого.

— Должна ли община произносить «запиши нас для жизни» и «в книге жизни» во время повторения молитвы?
— Да.

Хаим замолчал.
— Все? У тебя больше нет вопросов?
— Есть. Но для одной статьи наверно достаточно, да?

— Не знаю, — ответил я. — Но, как всегда, я получил огромное удовольствие от общения с тобой.

— Ктива и хатима това!
— И тебе тоже! – ответил Хаим.
— До встречи в следующем году!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com