Поделиться

Всё, что было не со мной, помню, или Почему масло масляное? | Урок из главы Тецаве

Тора напичкана проблемами. Одна из многих: как соотнести слова мудрецов о том, что она – краткий конспект и чрезвычайную сжатость текста в одних местах — с частыми повторами в других? Один “повтор” мы и затронем.

Глава в основном посвящена одеждам Первосвященника и порядку жертвоприношений. Две части облачения тесно связаны: фартук (эфод) и хошен мишпат (нагрудник судебный). Нагрудник, естественно, надевается поверх фартука, крепится к нему. Отдельная заповедь: запрет, чтобы хошен сдвигался с эфода. Если Первосвященник её нарушит, его наказывают плетьми!

Есть связь и логическая. Имена сыновей Якова, родоночальников колен, вырезаны на двух больших ониксовых камнях, украшающих концы плечевых лямок фартука. Они же (с прибавлением имён праотцов) начертаны на 12-и драгоценных камнях, вставленных 4-я рядами в специальные лунки нагрудника.

Теперь сопоставим два пасука.

«И установишь два камня на оплечия эфода; камни памяти детям Исраэля; и понесёт Аарон их имена перед Г-сподом на двух плечах для памяти. И понесёт Аарон имена детей Исраэля на нагруднике судебном на сердце своём, при вхождении в Святое, для памяти перед Г-сподом постоянно».

Вы замечаете разницу? С трудом, да? Почему не сказать обобщённо: пусть постоянно носит эфод и хошен в Храме? И если для сонма законов Шабата нашлось всего несколько строчек – отчего тут избыточность?

Ещё просится на язык: неужели правы Ярославские, Эффели и прочие зубоскалы, боженька старенький, надо постоянно напоминать? Ясно, что людям повторять полезно: рождается молодёжь, пожилые болеют – но Всезнающему?! И чтобы мы не подумали, что это игра слов, комментаторы уточняют: к первому пасуку – чтобы видел Благословенный (имена) колен постоянно и помнил о праведности их (Раши), ко второму – чтобы помнил Г-сподь заслуги их (родоначальников) и спасал их детей для мирной жизни (Сфорно).

Сначала разберёмся с “памятью Творца”. Тора говорит языком людей. Что для нас “вспомнить”? Оживить в сознании, перед “внутренним взором” нечто, что сейчас не перед носом. Можно вспомнить и о будущем – например, о намеченной на завтра встрече. Б-г, разумеется, не забывает (Тора и не говорит об этом!). Он “видит” прошлое, настоящее и будущее, как бы мы выразились – одновременно. Точнее, вневременно.

Но некоторые вещи “освещаются” для Него особым светом, приобретают повышенное значение. Сила их влияния на будущие события несоизмерима со многими тысячами “рядовых”. Почему? Одна из причин заключена в принципе: Всевышний – тень человека. Как человек ведёт себя с самим собой и с другими, так и Б-г с ним. Человек старается изо всех сил – и Б-г для него старается…

Мы не всегда ясно видим эту связь, например, когда страдают добрые или преуспевают злые. Но наши мудрецы, многие из которых – знатоки тайн мироздания, постоянно подчёркивают, что Его весы взвешивают безупречно.

Так вот, если мы помним о своих праведных предках, ощущаем с ними реальную связь – в нашей жизни оживают их духовные заслуги. Поэтому сначала названы «камни памяти детям Израиля», и сразу после этого – «их имена перед Г-сподом для памяти».

Мудрецы подчёркивают и иносказательный смысл пасука. Несут евреи на сердце имена, уважают и ценят друг друга — и служба главного ходатая за народ, Первосвященника принимается благосклонно. Тогда Творец “вспоминает” о заслугах наших предшественников. Судит внуков не только по их личным поступкам – но как звено в цепочке вечного и избранного народа. Необходимое звено! Согласитесь, такой “блат” не помешает?

Теперь спросим – нельзя ли это выразить покороче? Вот пара примеров точности расположения слов.

Имя в еврейской Традиции ассоциируется с внутренней сутью называемого. Так Адам давал имена животным… «Аарон несёт на сердце имена детей Исраиля». Это — не только про родоначальников колен. Первый Первосвященник стал для нас символом всепоглощающей и бескорыстной любви к людям. А такая любовь раскрывает пред ним и перед его достойными потомками природу каждого из нас. Наши потребности и беды. Он носит на «нагруднике судебном», перед Высшим Судом «имена детей Исраиля на сердце постоянно». Ведь молитва – работа сердца! Его любовь, его благословение, его молитва защищают народ.

Второй пример: «на двух плечах» (камни оникса с именами). Когда плечи работают споро и согласно – человек силён и ловок. Также и народ, и всё человечество. Если Йегуда в дружбе с Израилем, сыновьяс отцами (не забудьте, на хошене были и имена Авраама, Ицхака и Якова!) – получают силу плечи, символ опоры и поддержки. Сравните русское: “плечом к плечу”, “подставить плечо”.

Вырезанные на двух камнях имена и старших, и младших братьев намекают на две каменные Скрижали Завета. Одна из которых – про наши отношения с Б-гом, другая – с людьми. И многие ещё детали единства, необходимые для обретения истинной мудрости – «один народ, одно сердце», здесь расшифровываются.

Урок: «память» Всезнающего о нас зависит от нас. Как и наша собственная память. Причина власти человека над прошлым (оттого отчасти и над будущим) – в памяти о своих высоких корнях. А повторений в Торе не отыщешь – только нужно порой очень внимательно вглядываться, чтобы внешняя “одинаковость” раскрыла тончайшие нюансы смысла.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com