Поделиться

Вспоминая военную кафедру | Зарисовка. Глава Шофтим

Как-то в моём любезном Ленполитехе выпускники решили подшутить. Взяли они и презентовали военной кафедре репродукцию картины Шишкина «Дубовая роща». Долго картина на кафедре висела, пока кто-то сообразил…

Так вот, экс-студенты правы! Читайте:

«Когда осаждать станешь город долгие дни, воюя с ним, чтобы захватить его, не истребляй дерева, занося на него топор, ведь от него будешь есть, и его не руби; ведь человек – дерево полевое, уйти от тебя в осаду».

Мы рассмотрим не весь пасук, а ограничимся странным тождеством: «человек – дерево полевое». Упомянем, однако, что из пасука выучивается множество законов: запрет бесцельно уничтожать вещи, пригодныедля использования, запрет рубить плодовые деревья, пока они обильно плодоносят (кроме особых случаев, например, если цена древесины больше стоимости плодов)… Законы касаются любого времени, а не только военного. Говорят наши мудрецы, что частая причина голода и экономических кризисов – самоуверенное расточительство, пренебрежение теми пищей и имуществом, что Творец подарил людям.

Учителя выводят и несколько принципов поведения еврейской армии на войне. В частности, приступая к противнику, надо искренне полагаться на помощь Создателя и вести себя так, словно победа уже гарантирована. Не разрушать инфраструктуру (кроме случаев, когда это напрямую необходимо для победы), ведь в дальнейшем ты сам сможешь ею воспользоваться. Недостойно еврейской армии и выкорчёвывать огороды и сады, дабы опечалить или запугать осаждённых. Разумеется, позволено рубить деревья под самым городом, ведь среди них могут спрятаться осаждённые во время вылазок. Но для инженерных работ или тарана ты должен сперва постараться отыскать бесплодное дерево!

Есть дискуссия между комментаторами о том, к чему конкретно относятся приведённые правила? Ведь в войне против Моава пророк Элиша велел вырубать деревья и засыпать водные источники противника! Одно из объяснений – на Амон и Моав не распространяется требование Торы: сперва предложить противнику мир (трижды!), и лишь в случае отказа начинать боевые действия. Тора прямо сказала: «не ищи с ними мира», и поэтому ты не обязан беречь их имущество. Другой вариант: запрет рубки плодовых деревьев не касаетсятся заповеданной Торой войны (подобной войне за овладение Кнааном во времена Иешуа).

Но вернёмся к человеку-древу. Рабейну Бехайя видит за этим подобие человека дереву в смысле роста (телесного и духовного) и пропитания. Раби Авраам Реголер, брат Виленского гаона, относит это сравнение к самой природе человека, «души говорящей». Подобно дереву, человек «плодоносит» словами, которые пророк Ишайя назвал «урожаем уст». Однако сиё верно лишь, если ты произносишь слова Торы. Речь же о мирских делах подобна коре или кожуре, необходимым только для сохранения тела дерева или плода. Конечно, тело нужно для службы Творцу, но суть-то не здесь! И потому люди, увлечённые повседневным, называются «деревьями бесплодными». А праведник отождествлён с плодосным древом. «От него будешь есть» — от мудрости праведного учёного, которая поможет тебе выбрать путь и в мире временном, и в вечности.

Реканти предлагает иной взгляд: над каждой травинкой, деревом есть направляющий её ангел. Выкорчёвывая земное, ты передаёшь сигнал на разрушение в высшие миры. Но если растение перестало плодоносить, значит, ослабела его связь с духовным… Не так ли и человек!?

Откроем Зоар. «Тот, кто днём и ночью занят Торой, словно дерево над ручьём. Как у дерева есть корень, кора, мозг, ветви, листья, цветы и плоды – 7 видов, соответствующих 7-и сфирам (высшим принципам), так и слова Торы – есть в них написание, простой смысл, намёк, толкование мудрости, гематрии, тайны сокрытые и тайны глубинные. И как ветки расходятся в разные стороны, так и слова Торы имеют множество граней. Тот же, кто ищет её многообразной мудрости, воистину укоренён над живительным потоком!». И далее Зоар рассматривает всю историю с захватом города как аллегорию нападения на человека ангела бедствий, преследующего несчастного из-за его грехов. И показывет «технику» того, как мудрецы Торы, подобные «деревьям, которые не позволено срубать», защищают от гибели свой город и всё своё поколение. И потому «не заноси на него топор» (не враждуй с ним), ибо «от него будешь есть».

Ну, а кто хочет постигнуть человека как «дерево сфирот», увидеть детальную связь макро и микрокосма, осознать и почувствовать, как именно Б-жественное Учение питает его корни и душу – ищите за пределами этой маленькой статьи.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com