Вызовы Эсава и победы - еврейский путь динамической работы - Рав Меир Брук - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

Вызовы Эсава и победы – еврейский путь динамической работы

Помочь уроку

В прошлых статьях мы обрисовали в общих чертах четыре аспекта Ецер а-РаЗмей, фараон, Эсав, Амалек.

Самый интересный сценарий – динамическое взаимодействие животного начала (Эсав) и человечески-еврейского (Яаков). Настало время презентовать более детальную картину этого взаимодействия и нашу работу в нем.

Тем более, что мой коллега недавно прописал два сценария – оба не совсем корректных.
Итак, чтобы понять как правильно, иногда легче начать с того, как неправильно.
В той статье – предлагалось два сценария:
1. Полная победа над животным – с опасным расслаблением после победы.
2. Постоянная борьба – с изнеможением от назойливости оппонента.
И то, и другое – неправильное понимание ситуации.

1. Начнем с полной победы. Такого, судя по всему, не бывает.
В книгах классиков – победивший называется полным цадиком, но человечество в идеале становится средним “бейнони”
Царь Давид в свое время гордо заявил “халаль бекирби” – пусто внутри меня – т.е. победил полностью.
Он “попался” на чрезмерном самомнении и был “подставлен” под историю с Бат-Шевой. В которой Вс-вышний показал, что полных побед не бывает, а если кто и возомнил, то это чревато.
2.Постоянная борьба.
Тоже неправильный подход – борьба бывает периодически вспыхивающая, но не постоянная.
Поэтому, изнеможение от назойливости – это когда слишком часто вспыхивающая, но это далеко не у всех.

А теперь расставим правильно силы на поле боя.

Есть замечательное английское слово challenge (в переводе на русский – вызов).
Оно обозначает, что расслабившуюся систему пытается вывести из себя внешний (хотя бывает и внутренний, но спровоцированный внешне) раздражитель.
Например, человек, слегка подремывая смотрит телевизор, и вдруг в соседней комнате падает на пол и разбивается тарелка, уроненная неуклюжим ребенком.

Уточним ситуацию. Человек (по крайней мере – обыватель) стремится как можно дольше пребывать в состоянии покоя (или комфорта), в общем, при отсутствии раздражителей.
Теоретически, в такой ситуации можно пребывать достаточно долго.
Самые близкие к телу раздражители – желание сходить в туалет и чувство голода.
Особенно дикие персонажи могут и от этих раздражителей пробудить в себе зверя, но в-целом, с такими ситуациями мы как-то справляемся.

Попробуем вычленить самые эффективные раздражители.

Интенсивность раздражителя зависит от двух факторов – собственно раздражителя и нашего к нему отношения.
Отношение к раздражителю зависит в том числе от “близости” ситуации к интересам человека (своя рубашка ближе к телу).
Важнейшая шкала близости: свой-чужой.

Пример: если Вы, выйдя на улицу, увидите безобразничающего ребенка, то Ваша реакция может отличаться.
Если ребенок чужой, Вы можете проигнорировать раздражитель (пусть у его родителей голова болит).
Если ребенок свой, то тут уже Вам придется среагировать на ситуацию.

Обобщая ситуацию, можно сказать, что самыми эффективными источниками раздражения являются наши самые близкие люди: родители, супруги, дети.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Важным для понимания персонажем является холостой человек. Мы видим, насколько гениально в русском языке было подобрано слово, характеризующее состояние. Холостой человек: а) уже взрослый, чтобы отдалиться от родителей; б) еще не имеет жену и детей.

Поэтому, у него отсутствует ближайшее окружение раздражителей.
Отсюда следует важные выводы:
а) у холостого человека – гораздо меньше раздражителей в жизни;
б) у него есть искушение – сохранить этот статус подольше, чтобы не напрягаться;
в) при переходе от холостого к женатому статусу – у него резко вырастает количество вызовов.

Еще одним источником раздражителей является работа. Но здесь мы можем более эффективно дистанцироваться от раздражителей.

Кстати, дом (у семейного человека) – это именно то место, где концентрация раздражителей максимальна.

А теперь мы должны решить для себя самый главный вопрос: вызов и раздражитель – это хорошо или плохо?!

С точки зрения обывателя, идеальное состояние – состояние покоя, когда нас ничего не раздражает.

Мы, возможно, уже готовы согласиться с этой постановкой задачи…

Но давайте вспомним, одна из характеристик Ецер а-Ра – это сила инерции.
Т.е. когда ничего не раздражает, в этом – один из интересов нашего Ецер а-Ра…
Или в 4-мерной системе (змей-Фараон-Эсав-Амалек) – защита от раздражителей – роль фараона, которого “раздражает” Моше.

А сейчас перейдем к еврейской системе координат.

Говорится в нашей традиции, что вызов нам – это нормальное состояние, к которому надо быть готовым.

А в чем его цель?

Проанализируем, что происходит при вызове?

Вызов – это в первую очередь вызов Эсаву!!!

Вызов интерпретируется нашим животным началом, как угроза.
И животное начало пытается автоматически включить программу реакции на угрозу.
Эта ситуация называется “fight or flight” – сражайся или убегай, или нападай или защищайся.
Во всех случаях, включаются те самые реакции, которые мы приписываем нашему животному (Эсавскому) началу.
Кстати, Эсав родился волосатым (как козел – отсюда гора Сеир…).

Реакции Эсава в применении к человеку – это страх, обида, гнев, ревность, депрессия и т.д.

Далее, как мы писали – у нашего зрелого начала (он же Яаков) – здесь две роли:
а) бдительность, чтобы как можно быстрее пресечь происки Эсава;
б) умение выдать зрелую реакцию (Исра-Эль – направить к Б-гу).

В динамической картине появляется еще третий фактор.

Сценарий Эсав (пятка) Яаков – это сценарий быстрой, но тшувы.
Т.е. если Эсав хоть чуть-чуть, но проявился, то это уже промах.
И наше хватание выскочившего Эсава и замена на Яакова, это уже исправление ситуации – атрибут баль-тшувы.

В более идеальных для нас случаях – мы должны просто не дать включиться Эсаву.
Это модель цадика (по крайней мере для этой ситуации).

Т.е. в определенных случаях – вызов уже не вызов, т.е. он не вызывает в нас животных чувств в принципе.
Так что картина – динамическая.
Ее лучше всего описывает рав Деслер.
Он сравнивает развитие человека с движением линии фронта.

У человека есть зоны, находящиеся в его глубоком тылу (за “спиной”).
Это те ситуации, в которых наше животное начало полностью побеждено, и не имеет никаких шансов даже дернуться.

С другой стороны, есть ситуации далеко от линии фронта – в другую сторону.
Там у нас нет шансов, там победит наш оппонент.

И существует узкая зона – линия фронта.
Именно в ней – наша задача постепенно отвоевать территорию у оппонента, чтобы сдвинуть линию фронта и на этом месте лишить оппонента возможности даже просто включиться в ситуацию.

Итак, за нашей спиной – зона цадика, прямо перед нами – зона развития баль-тшува, а где-то вдали – зона “терра инкогнита”.

А теперь вернемся к вопросу, хорошо ли жить среди вызовов.

Ответ должен быть очевидный – вызовы полезны, но хорошо бы, чтобы они были организованы планово.

В нашем мире существует интересная проблема.
Раньше, когда цивилизация (культурность и хорошие манеры) была не столь сильна, люди жили в более “диких” условиях.
Далее, наличие частых вызовов – не являлось однозначно хорошим фактором.
Самое главное – это умение правильно их отрабатывать, умение Яакову побеждать Эсава.
Но, подавляющее большинство людей – в этих вещах не особенно разбиралось, и поэтому простой народ вполне мог быть достаточно “диким”.

Но… в древности было понятие культурной прослойки (или аристократии…) в которой воспитывались нормы культуры, и в своем кругу они сдерживались, и нечасто бросали вызовы друг другу.

Зато эти вызовы – бросание перчатки друг другу – заканчивались дуэлями.
Т.е. редкость вызовов – приводила к желанию решить их сильнодействующим способом.
А в простом народе – все были привычными к животным проявлениям, и народ просто “не церемонился”

Теперь – в ХХ веке, в народ массово попытались внедрить культуру. Это означало, что в обществе резко уменьшили количество вызовов на душу населения.

И человечеству показалось, что люди стали лучше и воспитаннее.
На самом деле – просто их стали реже “цеплять” и их внутренний нрав стал меньше виден. Но…

Если такого человека зацепить, то можно увидеть того же дикого зверя во всей красе.

Локальный пример – я как-то ехал в машине с виду интеллигентного человека. Мы мило общались. Вдруг он перепутал поворот, решив обвинить в этом человека, который давал инструкции. За несколько секунд этот русско-еврейский интеллигент побагровел и начал так громко орать в машине, что я увидел Эсава во всей красе.

Глобальный пример – германский фашизм. Гитлер – отменил культурность, и все Эсавы повылазили со всей своей холодной жестокостью.

Итак, внешняя культурность общества (рамки) уменьшает количество вызовов, но никак не влияет на внутренний мир человека.
И если в культурном обществе живет холостой человек, то интенсивность его вызовов – может быть близка к нулю.

Теперь давайте, наконец, рассмотрим сам процесс вызова.
Итак, если вызов находится не в зоне цадика (где человек уже победил своего Эсава), то в человеке Эсав начинает пробуждаться.

Далее начинается самое интересное. При всей скорострельности Эсава – его выброс все же не мгновенный.
И здесь возникают интересные альтернативы.
Если мы “проморгали” Эсава и он смог развернуться во всей своей красе, что происходит?

Вариант грешника – человек пытается оправдать свое состояние, и Эсав – начинает захватывать плацдарм.
Если ему это удается, то в силу вступает Фараон, который пытается помешать нам исправить ситуацию.

И далее, могут начаться затяжные войны, или наше отступление на линии борьбы – назад. Это печально.

Затяжная борьба – это сложный процесс – далеко не очевидный, и в этой нашей статье мы его вынесем за скобки.
А мы попробуем описать наиболее динамичную ситуацию.

Представим себе, что мы смогли обнаружить пробуждение Эсава на самой ранней стадии.
Это принципиальный момент.
И здесь мы, наконец, опишем одно из ключевых качеств еврейски-духовного человека.

Когда мы говорили в наших материалах о чувствительности, то одно из проявлений чувствительности – это умение распознавать Эсава на самых ранних стадиях.

И вот здесь нам важны все те ухищрения по повышению чувствительности, в частности – отдаление от сексуально-возбуждающих эротических изображений.
Дело в том, что существуют несколько механизмов нашего провоцирования (аспект – Змей).
И сексуальный – наиболее мощный, который готов подавить все остальные факторы.

И тот человек, который выпускает на свободу Змея сексуальности – имеет гораздо меньше шансов распознать Эсава на более ранних стадиях.
Его механизм распознавания будет слишком груб, из-за частого включения сексуального раздражителя.

Кстати, именно поэтому, евреи делают обрезание (брит-милу), чтобы эта зона меньше вмешивалась в нашу жизнь и реагирование на вызовы.

Итак, зафиксируем идею: чувствительность по раннему отслеживанию приближения Эсава – важнейший элемент (как разведка) и удаление сексо-раздражителей (змея) – благотворно влияет на умение реагировать на происки Эсава.

Теперь, самое интересное. Что мы можем сделать на самом раннем этапе?

Во-первых, главная сила Эсава – в энергии, которой мы его питаем.
И самая ключевая проблема, что Эсав (а это главный принцип Ецер а-Ра) стремится представиться нашему Я, как представитель этого Я.

Т.е. наша главная опасность, что когда мы ощущаем разворачивание Эсавских действий (обида, страх и др.) мы автоматически воспринимаем их как свои проявления. В этот момент Эсав – уже завладел нами.

Наша главная задача – понять, что все эти незрелые реакции – не наши, а нашего оппонента, который встроен в нас, но должен знать свое место.

Итак, главная цель нашей стратегии – дистанцироваться от этих незрелых реакций.
Здесь следует подчеркнуть – что существует целый арсенал конкретных деталей – проработки правильных реакций, и тут мы детали тоже вынуждены оставить за скобкой – для третьего уровня работы.

Но самое главное – это умение “перекрыть канал” энергоподпитки Эсавских проявлений, в первую очередь дистанцируясь от них.

Даже на таком уровне мы можем очень сильно преуспеть в нашей работе с вызовами.

И сейчас мы удостоились подойти к одной из главнейших идей нашего урока.
Как только мы успешно противостояли натиску Эсава, мы начинаем ощущать потрясающую энергию и радость – победителя.
В этот момент – Вс-вышний подключает нас к более высоким уровням бытия.

И именно благодаря вызову, и своей правильной реакции на вызов – мы удостаиваемся величайшей духовной награды, той, ради которой мы были названы Вс-вышним – Избранным народом.

Итак, это была центральная часть этого урока.

А теперь еще несколько важных аспектов.

Как мы уже начали разбирать – самые интенсивные вызовы человек получает от самых близких родственников – жены и детей.
Разница – жена большую часть вызовов активирует сознательно,
дети – большую часть вызовов активируют бессознательно. Дети – автоматы по генерации вызовов.

Кстати, сказано, что каббалист должен иметь хотя бы двое детей, чтобы освоиться с вызовами от них.

Кстати, почему двое? Один из способов усложнять вызовы – это мульти-вызовы.
Мульти-вызовы – это одновременная активация нескольких раздражителей.
Поэтому, простейшая ситуация – это когда два ребенка одновременно хотят от родителя чего-то разного и раздражающего.

Следующий момент – вызовы могут иметь радостную природу – например, рождение нового ребенка.

Вызовы могут причудливым образом пересекаться.

У меня однажды встретились два вызова – мне в мебельном магазине пытались всучить кучу лишних услуг, и в этот же момент мне позвонил друг, что у нашего общего друга родился ребенок (через 16 лет после предыдущего их ребенка). И мое сознание должно было синхронно реагировать на эти две ситуации.

Еще одна нетривиальная ситуация – это смешение вызовов с работы и из семьи.

Кстати, основная наша задача в этом случае – стараться максимально разделять эти две сферы. Но иногда они стремятся пересечься.

И, наконец, самое главное.

В светском незрелом мире (который стремится к комфорту) вызовы – это зло, которое нужно избегать.
В светском – более сознательном мире – вызовы могут начать работать конструктивно. Но светский человек рассматривает вызов как случайность.
И только в религиозно-еврейской картине мира мы считаем, что появление вызовов в нашей жизни – дело “рук” самого Вс-вышнего.
Что Вс-вышний посылает нам вызовы – именно те, которые нам нужны!!!

И что если вызов был нам послан – то потому, что мы:
а) можем его обработать; б) должны его обработать.
Подведем итог:
В результате правильной работы с вызовами мы:
а) продвигаем свою линию фронта все выше – и перестаем реагировать на более слабые и простые раздражители (зона цадика);
б) развиваем и оберегаем чувствительность, чтобы как можно раньше распознать происки Эсава;
в) все меньше попадаемся на происки Эсава – и все меньше находимся в незрелых (нересурсных) состояниях страха, обиды и др.
г) за каждую победу – получаем сильнейшее позитивное духовное переживание;
д) за победу в семейных вызовах – получаем в награду – все более хорошие семейные отношения и крепкую семью.
Чего всем вам желаю!

Источник

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук Помочь уроку

Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы.
Уучился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешиве "Эш а-Тора"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио с программой "Еврей в законе" и мн.др.

С сентября 2004 года живет в Бруклине, создает русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, проводит очные программі в общине и заочные через Интернет.