Взаимное влияние психологии и религии-Рав Меир Брук - на образовательном портале Ваикра.
Рав Меир Брук

Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы.
Уучился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешиве "Эш а-Тора"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио с программой "Еврей в законе" и мн.др.

С сентября 2004 года живет в Бруклине, создает русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, проводит очные программі в общине и заочные через Интернет.

Взаимное влияние психологии и религии

Написано очень тезисно и сразу — в обсуждение.

Жду обратной связи.
(текст без расшифровок, т.к. тезисы. Что неясно, спрашивайте…)

В природе существует глобальная линейность: от рождения — до сейчас — к смерти.
Обычно:
Рождение – не помнят (самоосознание просыпается позже) (психология имеет доступ)
Смерть – не знают, но боятся (будущее – за кадром). (религия имеет «доступ»)

Две временные линии:
От рождения до сейчас: есть линия – память (зикарон, зехер), НО большая часть действует из подсознания.
От сейчас – к смерти – страх думать о смерти переводит линию в будущее в подсознание.

Психология – восстанавливает связь с подсознательным прошлым.
Религия – восстанавливает связь с подсознательным будущим.
Религия – восстанавливает связь с сознательным прошлым. (тшува)

1.Религия – телеология, устанавливает цель в будущее – выявляя вторую часть дороги!
2.Религия (также) исправляет последствия сознательных агрессивных поступков из прошлого.
3.Религия – строит позитивно-коммуникативную картину мира (общение с сознанием мира).
(цель, коррекция, картина)

РАБОТА С ПРОШЛЫМ (РЕЛИГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ).

Религиозный подход к исправлению прошлого — идея тшувы.
Работа с тем опытом (вина), который помнится.
Вина – порождает защитный механизм рационализации.
Это – заглушает совесть, формирует броню, ЗА КОТОРОЙ МЫ ПРЯЧЕМСЯ.
Броня – обладает своим «квази»-сознанием – которое имеет свои интересы.
Главный интерес брони – самосохранение, «отстрел» опасных (духовных) вторжений.
Также броня – съедает энергию.
Также броня – переформатирует восприятие информации.
Также броня – работает негативистом-пессимистом.

Инструменты –
Reconnect (воссоединиться) – вернуться к опыту
Понять, что был неправ
Эмоционально впечатлиться
Извиниться перед пострадавшим
Не повторить паттерн.

Какие остаются ситуации в прошлом, которые не отрабатываются религиозной линией? ***

Чувство обиды, страха, несправедливости.
Эти чувства в детстве (когда нет адекватного восприятия) формируют агрессивно-негативную картину восприятия мира.

Различие религии и психологии

Религия восстанавливает последствия ситуации, когда человек был активной стороной конфликта (действие свободы выбора) (бхира).
Психология восстанавливает последствия ситуации, когда человек был пассивной стороной ситуации – жертвой (онес).

Религия исправляет агрессивность субъекта.
Психология исправляет агрессивность мира (и Вс-вышнего как сознание мира).

Религия исправляет подсознательные последствия, в случае, если действие совершалось сознательно (выбор).
Вытесняется не само действие (его хочется забыть, но несложно вспомнить), а механизм трансформации вины в броню (Адам, съев плод, прячется за деревом).

Сюжетные Линии развития:
Для религии: Субъект проявляет агрессию – испытывает вину – трансформирует …. ***
Для психологии: Против субъекта проявляется агрессия – человек начинает воспринимать мир как враждебный, программируя его под свою «ущербную» модель.

Проецированная Агрессивность мира может вызвать два сценария в зависимости от темперамента (?)
Или комплекс жертвы – все меня не любят (?)
Или комплекс агрессора – я всех не люблю (?) (лучшая защита – нападение).

Терапия — Трансформация прошлого – сознательного через религию и бессознательного через психологию расчищает последствия прошлых травм.

«Чистый лист», полученный в результате терапии – имеет смысл наполнить правильным мировоззрением.

Здесь психология «умывает руки» — т.к. психология считает себя независимой от определенной религиозной модели и не хочет связывать себя – сужая рынок!

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

В зоне осмысления психологической работы у религии есть важная возможность – наполнить смыслом страдательные сюжеты.

Если мы принимаем модель мира со Вс-вышним – то все действия приобретают смысл. Мы не обеспечиваем гарантию расшифровки смысла всем сюжетам.
Мы утверждаем, что смысл ЕСТЬ!, т.е. страдания привнесли конструктивные последствия.

Возможно, что негативное действие страданий блокировало смысловую нагрузку, после снятия негативных следствий – необходимо (или по крайней мере возможно) нагрузить опыт наличием смысла.

Еще различие между психологией и религией.

Пс. – человек пассивный
Рел. – человек активный.

Возможно – что здесь значимым является возраст, в котором произошел опыт.

Психологический опыт – чем раньше по возрасту произошло событие, тем мощнее влияние. Самый сильный опыт – перинатальный.

Религиозный опыт – (онес до бар-мицвы). Похоже, что чем моложе субъект, тем большее влияние на его поступки имеет ецер а-ра, и следовательно, чувство вины менее релевантно.

Следовательно, чем старше (сознательнее) субъект – тем больше влияние опыта на психику, т.к. больше ответственность у более сознательного субъекта. ***

Взаимная польза психологии и религии

Польза психологии для религии.

Одна из базовых релевантных проблем, которые решает психология – демонтирует «построения», которые деформируют картину мира, делая ее негативно-агрессивной (НАКМ).

НАКМ противоречит религиозной модели, поэтому, если мы демонтируем НАКМ, новая – позитивная религиозная картина мира (ПРКМ) может «загрузиться» в сознание человека.

Польза религии для психологии.

Наполнение смыслом прошлых страданий.
Построение ПРКМ вместо НАКМ.
Исправление подсознательных последствий агрессивно-сознательных действий субъекта.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук

Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы.
Уучился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешиве "Эш а-Тора"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио с программой "Еврей в законе" и мн.др.

С сентября 2004 года живет в Бруклине, создает русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, проводит очные программі в общине и заочные через Интернет.