Поделиться

Ехиднина печь и Тшува

Есть такое устойчивое выражение – «Ехиднина печь». Хоть раз в жизни его слышали почти все. А что оно означает?

С печью все ясно – она, как известно, греет, готовит и лечит, на ней спят и ездят, печь представит себе каждый – от устья до трубы.

А что с ехидной? Вариантов масса.

В греческой мифологии это женщина-змея, иногда стоглавая, убитая Гераклом (или Беллерофонтом), сестра Тифона (иногда – жена). Есть австралийский зверек, похожий на дикобраза – единственное млекопитающее, которое не видит снов. Есть австралийская же змея – самая большая ядовитая змея на Земле. Есть рыба (мурена) – тоже похожая на змею. Змея же имелась в виду под словом «ехидна» в русских синодальных переводах Библии.

В целом – змея, видимо. Несчастный зверек, не видящий снов, сюда явно случайно затесался.

Отсюда и переносное значение слова – злой, коварный, злорадный, желчный человек.

Как же оказались связаны печь и змея?

Знаменитая история «ехидниной печи» (взятой из Талмуда), в изложении рава Штейнзальца, началась, по сути, с заурядного халахического вопроса, представленного на рассмотрение мудрецов – становится ли печь ритуально нечистой, если в нее заползла змея. Речь шла о том, что змея заползла в горячую печь, сделав ее явно некошерной. Вопрос был в том, можно ли очистить печь, разобрав ее по камушку, очистив их и собрав заново.

Обычный вопрос, обычное заседание, которое уже шло к обычному концу. Кто-то за, кто-то против, решение принято, обсуждение закончено, все подчинились. Было постановлено, что такую печь очистить нельзя, должна она быть полностью разрушена, камни ее навсегда станут нечистыми.

Однако, в тот раз все пошло не как обычно – раби Элиэзер, разошедшийся во мнениях с прочими мудрецами, уступить не пожелал. Он призывал на помощь природу, стены Дома учения и даже небеса – но все равно остался в меньшинстве. И дело не в его неуступчивости, многим мудрецам приходилось оставаться в меньшинстве, отказываться от своего мнения никто от них требовал – лишь подчинения установленному закону. Но раби Элиэзер отказался подчиниться. Отказался, зная, что за это будет наказан самым страшным наказанием – изгнанием из общины.

Что же такого важного нашел раби Элеэзер в вопросе о печи? Печником он не был, думается, вопрос устройства печи интересовал его даже меньше нас с вами.

Рассматривая печь как аллегорию души еврея, раби Элеэзер не мог допустить, что ситуация станет безвыходной, что не останется возможности возвращения, что у еврейской души не будет возможности совершить тшуву.

Глубинный смысл его поступка можно понять, опираясь на комментарии Дона Ицхака бен-Иегуды Абрабанеля, данные последним по другому вопросу, но хорошо ложащимися в канву нашего рассказа:

Абрабанел пишет, что воскреснет всё человечество, и приводит два обоснования:

1. Будет несправедливо ко всем поколениям, которые надеялись на приход Мошиаха, если только те, кому повезло возродиться во время Избавления, будут пользоваться его благами. Поэтому воскреснут все, чтобы праведные из них получили заслуженную награду, а враги евреев – чтобы увидеть собственное падение.

2. Народы, которые воскреснут, увидят глупость своих верований и признают власть Всевышнего в духе пророчества Цфании (3:9): «И Я дам народам чистый язык, чтобы провозглашали имя Всевышнего и служили Ему с одной целью». Что касается евреев, то воскреснут все, ибо сделают тшуву, даже если и в другом гилгуле, или искупят свои грехи после смерти каким-то другим образом. Талмуд Иерушалми (Килаим 9:3) говорит, что даже Иеровоам с присными (о которых Мишна говорит прямо, что не войдут в Олам Хаба) были допущены туда, поскольку после смерти тела их были поглощены огнем.

В Хагига 15 сказано, что, благодаря молитве раби Йоханана, Элиша бен Авуя был допущен в Олам Хаба, а уж он-то точно осознавал, что он делает, осознавал себя грешником и грешил осознанно.

Это не все примеры, их еще много. А мораль нашей короткой истории про ехиднину печь – нет путей, навсегда уводящих от Всевышнего. Нет греха, делающего невозможным очищение души, нет способа закрыть еврею дорогу к Тшуве, дорогу, ведущую к истинной цели – единению с Творцом.

“- Тшува — это раскрытие глубинного смысла творения и глубины еврейской души. Единственная причина, почему Вс-вышний допускает, чтобы человек согрешил и сошел с пути — это лишь для того, чтобы посредством этого раскрылось его сердце, его душа. Чтобы ему раскрылась глубина его собственного сердца”. (Ликутей Сихот т. 39, стр. 152).

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com