Елочка 4.0 - Рав Меир Брук - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

Елочка 4.0

Помочь уроку

Недавно мы в рамках проекта «Свет Авраама» раскрыли и исследовали две очень интересных параллели в елочке.

У евреев в каббале есть понятие Древо сфирот. Визуально его изображают в виде дерева (оно же Дерево жизни), на котором находится десять круглых объектов, означающих 10 сфирот.

Если вы на елочку повесите 10 зеркальных шариков, то елка будет вам напоминать это самое древо жизни со сфирот. Более того, говорится, что все сфирот как бы «отражаются» друг в друге, как это происходит в зеркальном шарике, отражающем другие шары.

Таким образом – елочку с шарами можно представить как каббалистический символ.

Вторая параллель – в Торе есть образ горящего куста, который горит (и светится) и не сгорает.

Если взять елочку со свечками или с электрическими гирляндами мы получим нечто напоминающеекуст, который горит (лампочки – горят) и не сгорает.
Таким образом – елочку со светящимися гирляндами можно представить себе как библейский символ (из Торы).

Но и это еще не все. У евреев есть два праздника, которые окружают нееврейский Новый Год – это Ханука и Ту би-Шват.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Ханукальный светильник тоже напоминает горящий куст, особенно если он похож по форме на Храмовую Менору.

А Ту би-Шват – это Новый год ДЕРЕВЬЕВ, а плоды Деревьев, согласно каббале, ассоциируются с нашими качествами (мидот), которые ассоциируются со сфирот.

Таким образом, у евреев есть два праздника, которые представляют эти же две идеи – ханукия несет свет и напоминает горящий куст – сюжет из Торы, Ту би-Шват – содержит каббалистические идеи о Дереве сфирот.

И что нам со всем этим делать?

Во-первых, можно сказать, что евреи имеют СВОИ праздники, несущие эти идеи – Хануку и Ту би-Шват. Но – народы мира, особенно в Западных странах с христианской культурой – тоже могут праздновать: а) библейскую идею горящего куста и б) каббалистическую идею Дерева сфирот.

И уважаемые неевреи могут праздновать эти идеи с помощью елочки, украшенной шарами и гирляндами.

Во-вторых, пора снять с елочки обвинения в язычестве.

Величайший галахический авторитет рав Моше Файнштейн писал по поводу елочки, что человечество давно уже переросло языческие идеи и неправильно писать, что люди связывают елку с язычеством (с древом, которое в Торе называется ашира).

И мы можем сказать (особенно про бывшесоветских людей) следующее.

Современная елочка – должна стать четвертой версией елочки (елка 4.0)

  • Елка 1.0 – языческая елка.
  • Елка 2.0 – христианско-рождественская елка/пост-языческая
  • Елка 3.0 – советская новогодняя елка (для наших земляков) /пост-христианская
  • Елка 4.0 – библейско-каббалистическая елка (горящий куст плюс дерево сфирот) /пост-советская

При этом каждая следующая версия ОТМЕНЯЕТ (на иврите – «битуль») предыдущий смысл елки, «ПЕРЕЗАГРУЖАЯ» значение символа.

Это называется – ЭВОЛЮЦИЯ МЕТАФОРЫ.

Еще раз повторим, евреи могут обойтись без елки – и идеи куста связать с ханукией, а идеи дерева сфирот – с Ту би-Шватом. Но остальное человечество может приобщиться к ценным и глубинным ресурсам с помощью уже знакомого образа-метафоры, но перезарядив его содержание.

Это вообще очень глубокая и важная идея – ПЕРЕЗАГРУЗКИ и ПЕРЕЗАРЯДКИ символов.

Она не всегда безобидная. Так, фашисты перезарядили символ свастики, наделив (вооружив) его демоническим смыслом. И возможно, что нужно еще раз перезарядить этот символ, стерев/РАЗРЯДИВ старую зловредную начинку. Но обезвреживание требует аккуратности.

А елочка – вполне безобидна и полезна.

При этом библейскость и каббалистичность идеи – взаимно обогащают друг друга и празднующих с помощью этого образа.

Источник

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук Помочь уроку

Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы.
Уучился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешиве "Эш а-Тора"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио с программой "Еврей в законе" и мн.др.

С сентября 2004 года живет в Бруклине, создает русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, проводит очные программі в общине и заочные через Интернет.