Поделиться

Если учишь других — будь сам для них примером

Есть известная история о Ребе, который как-то разговаривал с одним доктором, и тот начал хвастаться, как он предан своим пациентам. Доктор начал рассказывать Реббе, как он даёт своим пациентам, которые не могут заплатить, сполна скидку в плате за лечение . «Я тоже» — ответил Реббе. Доктор продолжал: «иногда я даю им скидку 50%. «И я так делаю» — ответил Ребе. Доктор расстроился, и начал размышлять, а кого ж тот лечит?

Доктор продолжил хвастаться: «иногда, если я вижу, что пациент не может себе позволить заплатить, я вообще не беру денег». «Я делаю то же самое» — ответил Реббе. Доктор, реально, не мог понять, что имеет в виду Реббе, но всё же продолжил. «Много раз я отправлял пациента в аптеку и писал в рецепте аптекарю, что за лекарства заплачу я сам, а не пациент.» «Я тоже так делаю» — ответил Реббе. Терпение доктора подошло к концу, он обратился к Реббе с прямым вопросом: «Я не понимаю, когда ж вы лечите пациентов, когда вы хоть кого-то отправили в аптеку?»

Реббе объяснил: «Это не то, что я имел в виду, когда говорил, что я поступаю также, я имел в виду, что также как вы говорите только о хороших вещах, которые делаете и скрываете свои огрехи, так же поступаю и я». Многие люди не отдают себе отчёт, что когда мы учим других (и, особенно, своих собственных детей) мы не можем только говорить им о хороших вещах, которые делаем, и думать, что они не замечают наши промахи, ошибки, которые мы допускаем, ведь путь обучения — это личный пример. Если отец не поступает по-доброму к окружающим, он, вероятно, не должен ожидать, что его сын или дочь воспримут его уроки о доброте. Если отец не молится и не учится, как положено, он не должен надеяться, что его ребёнок будет следовать указаниям и наставлениям, только потому, что отец говорит ему, что он «должен так делать». И на это есть намёк как в первом, так и во втором отрывке ШМА.

В первом абзаце Шма (Дворим 6/7) Тора говорит: «и обучи им (словам Торы) сыновей своих: и произноси их, сидя дома, и находясь в дороге …» — это означает, что, если вы хотите обучить Торе своих детей, вы тоже должны учиться, в противном случае, они будут делать то же самое, что и вы — лишь говорить своим детям, чтобы те учились, а сами не будут даже открывать книги.

Во втором абзаце Шма мы видим ту же концепцию: в Дворим 11:18 сказано, что вы «примите эти слова Мои всем сердцем вашим и всей душой вашей…», а в Дворим 11:19 Тора говорит: «и научите им сыновей ваших…» Идея в том, что если вы являетесь примером, вы можете учить, в противном случае вы будите учить их только «учить», но не жить. Если мы хотим следовать этому указанию, нам нужно жить так.

Пусть мы удостоимся увидеть благословение в наших усилиях учить других соблюдать Тору и Мицвос и быть ярким примером для других, что является самым эффективным методом обучения.

Гут Вох
Рабби Йицхок Волпин

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com