Поделиться

Если вы Меня оставите на день, то Я оставлю вас на два дня…

Сказано в Мидраш Эйха рабба 1:57: Согрешили вдвойне, как сказано: «Грехом согрешил Иерусалим», получили наказание вдвойне, как сказано: «потому что получил от рук Всевышнего вдвойне за все грехи», и утешение также вдвойне как сказано: «Утешайте, утешайте Мой народ», скажет Б-г.

Эти слова нуждаются в объяснении. Во-первых, что имеется в виду: «согрешили вдвойне»? Во-вторых, что имеется в виду под двойным наказанием, ведь Всевышний всегда наказывает мера за меру и не больше. Кроме этого, если евреи сделали два греха, то само собой, что они получают наказания за оба греха, так что же значит вдвойне? Также аспект двойного утешения не понятен до конца. Объяснение этому следующее:

У каждого действия есть два следствия относительно того, кто это сделал. Например, у человека есть машина, и если он хочет, чтобы она исправно ему служила, то он должен следить за машиной. Если он ленится это делать, то в его действии и грех, и наказание связаны в одно. Все это верно относительно вещей, таких как автомобиль. Но когда идет речь о живом человеке, то даже одно сказанное обидное слово уже является грехом вдвойне: во-первых, сам факт того, что человек согрешил, сказав обидные слова, во-вторых, у обиженного человека возникает обида на того, кто его обидел. И тем более это верно, когда мы говорим о Всевышнем. Рамбам писал в законах о тшуве (7:6), что грешник рассматривается Всевышним как что-то очень далекое и противное. Ведь кроме тех пяти минут, во время которых еврей не занимался Торой, здесь заложена также обида в отношении Торы. Поэтому сказано: Если вы Меня оставите на день, то Я оставлю вас на два дня.

Каждый еврей должен жить с Всевышним и чувствовать, что ему нужен только Всевышний, что больше ему никто не нужен. Что ему нужен только Всевышний и Тора. Это наша возможность спастись в эти дни. Только так можно спастись от суда — находясь в близких отношениях с Всевышним

перевод М.Д.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com