Поделиться

Еврей-ростовщик — это нормально? | Беседа по недельной главе. Ки Теце

Всем шалом! Глава Ки Теце. Я хочу поговорить про тему, которая, может быть, менее актуальна каждому из нас в повсегдевной жизни, но она актуальна на протяжении всей еврейской истории, и сегодня она тоже вызывает много вопросов, ведь к нам предъявляют, так сказать, претензию ростовщичества. Это тема, которая в нашей сегодняшней главе затрагивается. Есть заповедь — она не первый раз в Торе упоминается, но она повторяется в этой главе тоже — запрет давать еврею деньги под процент, запрет заниматься ростовщичеством. И при этом написано: «а неевреям — да, давай под процент».

Начиная от Уильяма Шекспира — «Венецианский купец», хотя, конечно, это было и до Шекспира, и после Шекспира, евреям это предъявляют. Когда евреи жили в Европе, и не было возможности заниматься земледелием и производительным трудом, то часть евреев зарабатывали себе на жизнь ростовщичеством. Банковская система в Европе и США в значительной мере была основана евреями — помните семью Ротшильдов? Сегодня, мне кажется, не было еще ни одного главы ФРС, который не был бы евреем.

Я не хочу обсуждать здесь теорию заговора — потому что, как и любые другие теории заговора, это глупости. Но есть вопрос: Тора говорит, что когда один еврей имеет дела с другим, то он обязан давать ему деньги без процентов, а когда он имеет дело с чужеземцем, с неевреем, то Тора говорит, что не просто можно давать деньги под проценты, но так и говорит — «давай деньги под проценты» — это заповедь, повеление в Торе, нужно давать ему деньги под проценты.

Это выглядит странно. И прежде чем, как обычно, посмотреть, что на эту тему говорит Сфорно, я хочу заглянуть в более ранние и более поздние комментарии. Во-первых, Раши и Рамбам (Маймонид) оба приводят мидраш Сифри — это алахический мидраш, где написано: «Нееврею давай в рост — это повелительная заповедь. А брату твоему не давай деньги в рост — это запретительная заповедь». То есть, они считают, что в законе есть заповедь дать нееврею деньги под процент, и есть запрет (с этим, кстати, никто не спорит) дать еврею деньги под процент, это безусловно. Но Рамбам все-таки говорит, что есть алаха дать деньги под процент нееврею. При этом надо сказать, что его главный оппонент, раби Авраам бен Давид (Раавад) и многие другие комментаторы того периода с Рамбамом не согласились, они с ним спорили на эту тему, и Раавад говорит, что нет такой заповеди, а эта повелительная заповедь относится к запрету давать денги еврею. Как, например, в Торе написано: «каждую чистую птицу ешьте», то есть, запрет есть нечистую птицу, которая некошерная, и при этом Тора говорит: «А каждую чистую птицу (например, курицу, гуся) — ее ешьте». Очевидно, что нет такой заповеди в Торе: «14-я заповедь — ешьте гусей». Но Тора так подчеркивает, и этому еще можно привести примеры — так устроен текст Торы, что иногда, чтобы подчеркнуть запрет, приводится повеление…

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com