Поделиться

Иудаизм — Многоликая и единая традиция

https://www.facebook.com/9tvcoil/videos/973930932815514/

Современный ортодоксальный иудаизм очень разнообразен. То, что евреи и внешне, и ментально различаются между собой, видно сразу. У нас разная кухня, одежда и даже музыкальная культура, и при этом мы все являемся частью одного большого целого под названием «еврейский народ» или «народ Израиля».

В традиционном иудаизме нашего времени можно выделить несколько основных направлений: религиозные сионисты и ортодоксальные модернисты, сефарды и выходцы из востоянчх общин, хасиды различных направлений и литваки, то есть, ортодоксальные ашкеназы, но не хасиды. Между ними достаточно различий и много общего. Чем же все мы различаемся между собой? Начнем с сефардов. Нас пригласил в гости главный раввин Цфата, рав Шмуэль Элиягу.

Раз в неделю главный раввин Цфата приезжает в Иерусалим. Раввин Шмуэль Элиягу — сын главного сефардского раввина Мордехая Элиягу. Рав Шмуэль — бывший офицер и глава сефардской общины Цфата, одного из главных еврейских городов Земли Израиля, и выходец из общины иракских евреев. Вооюще-то сефарды, то есть сфарадим — это потомки испанских евреев, расселившиеся после изгнания из этой страны по побережью Северной Африки и странам Османской империи. Они сохранили многие обычаи своих предков и еврейско-испанский язык — «ладино». В Израиле сефардами часто называют и евреев посточных общин, никак не относящихся к Испании. Объединяющими их всех является вариант молитвенника-сидура — исходное направление в еврейском законодательстве.

Рав Шмуэль Элиягу, главный раввин сефардской общины Цфата:
«На самом деле, Тора — она одна. Не важно, говори мы об ашкеназах, сефардах или выходцах из Йемена — у всех одна и та же Тора. Все молятся в сторону Иерусалима, все ждут возвращения евреев из диаспоры. Тут у всех все одинаково. Даже если мы говорим о молитвах, в большинстве своем они у всех одинаковы. Есть небольшие отличия в нигунах, но они незначительны. Любой, кто станет сравнивать молитвы ашкеназов и сефардов, увидит, что в своей основе они одни и те же. Но из-за того, что разные группы евреев уделяли больше внимания разным частям Торы, вместе они дополняют друг друга. У человека есть сердце, а есть разум, и в жизни нам нужно и то, и другое. Если руководствоваться только разумом, все будет слишком хладнокровно, если только сердцем — не слишком умно. Потому надо сочетать и то, и другое, задействовать и разум, и сердце вместе. Сефарды, например, более сердечны и душевны, а потому они первыми вернулись в Эрец Исраэль. А ашкеназы больше времени уделяли изучению Торы. Мы говорим о последних поколениях. Раньше все было иначе. Например, крупнейшие галахические работы написали сефарды в предыдущих поколениях — Рамбам, книга Шульхан Орух, а вот в последние пару столетий важнейшие галахические постановления выносили ашкеназы«.

Влияние представителей этих столь разных общин на еврейскую традицию огромно…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com