Поделиться

Кипа — Каббалистическая корона еврея

https://www.facebook.com/9tvcoil/videos/171155470371538/

Кипа — это современный бренд иудаизма. Увидев человека в маленькой черной, белой или цветной шапочке, любой скажет точно: это — еврей. Кипа, по-русски «ермолка» — традиционный головной убор, без которого невозможна жизнь еврейской религиозной общины вообще, и религиозная жизнь еврея в частности.

Вопрос «носить или не носить кипу» для религиозного еврея сегодня просто неактуален. Обычай, который не является заповедью из Торы, превратился в правило, обязательное для исполнения. Более того, с помощью кипы мы можем определить, кто перед нами — представитель литовского еврейства, хасид, модерн-ортодокс или религиозный сионист.

Мы в одном из крупнейших центров иудаики в Израиле, в Кфар-Хабаде. Под коллекцию ермолок выделена очень большая часть центра. Реб Шломо Липш уверен, что кипа — это и просто красиво, и традиция, и подарок, и что-то, что всегда пригодится человеку.

Шломо Липш, директор центра «Иудаика», Кфар-Хабад:
«Кипа — это символ еврейства. Когда еврей надевает кипу, он знает, что над ним — Вс-вышний. Человек не сам по себе — Вс-вышний наблюдает сверху, помогает. Но сегодня все просто знают, что человек в кипе — это еврей. Когда мы видим на улице человека в кипе, мы понимаем, что он еврей. То, что мы здесь видим — это все израильский ассортимент. 80% мужчин могут носить эти кипы. Есть, правда, кипы хасидские. Хасиды носят только черные, бархатные кипы. И все. От маленького ребенка до взрослого мужчины — все носят одинаковые кипы, разве что диаметр с годами становится больше. Взрослые литваки тоже носят черные кипы, но их дети могут позволить себе цветные кипы. Сейчас у нас в магазине находится, думаю, не менее 400 разных видов кип. Сегодня по кипе уже нельзя точно узнать принадлежность человека, а когда-то можно было. Но сегодня нет, все — евреи!».

Согласно словарю Даля, ермолка — это «легкая шапочка вплоть по голове, без околыша или какой-либо прибавки; особ. того вида, как нашивали ее евреи«. Носить ее можно открытой или под головным убором. О том, что еврей должен покрывать голову, упоминается в книге Шмот, в описании Храмовой службы, которую проводили коэны:

«А для сыновей Аарона сделай хитоны, и пояса, и головные уборы, чтобы почитали их и восхищались великолепием их».

Некоторые евреи покрывали голову постоянно. Этим они хотели показать, что все их поступки направлены на служение.

Раввин Йосеф Херсонский, основатель «Jewish Point»:
«Эта маленькая шапочка — она как специи. Ее немножко, но она меняет вкус. Довольно новый обычай для иудаизма, возник где-то в Средневековье, то есть, грубо говоря, через 1500-2000 лет после Дарования Торы, и возникло это как некий самостоятельный инициативный момент евреев. До тех пор головной убор надевали только на молитву, на изучение Торы или священники в Храме — в момент прямого диалога с Б-гом. Но обычай так распространился и укоренился, что сработало правило: если что-то принято у всех евреев, это становится законом, переходит из разряда традиций и обычаев в разряд закона, и в алахической литературе, например, 18-го века, это фигурирует не только в ритуальной части законодательства, а и в законах о дресс-коде. Есть нормы приличной одежды. Те части тела, которые обычно одеждой покрыты, должны быть покрыты всегда. Например, не ходят без трусов, потому что это неприлично. А у евреев не ходят с непокрытой головой, потому что все евреи покрывают голову, в частности, мужчины — кипой. И кипу следует носить не только из-за Б-га, а еще и потому, что эта часть тела обычно у евреев прикрыта«.

Согласно закону, кипа должна быть заметна и, в идеале, покрывать большую часть макушки.
Существует несколько версий происхожления слова «ермолка». По академической, это слово тюркского происхождения. По другой версии, «ермолка» — слово, пришедшее к нам из польского языка («ярмулка» по-польски — это шляпа). Еврейская же этимология слова «ермолка» и загадочнее, и намного интереснее…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com