Поделиться

Еврейский хлеб — Каббала, кулинария, традиция

https://www.facebook.com/9tvcoil/videos/865246756995533/

Традиционный плетенный праздничный хлеб — хала — это настоящее украшение еврейского стола. Ни одно Субботнее или праздничное застолье без двух сдобных ароматных плетенок в классическом исполнении: вода, пшеничная мука и дрожжи. Но хала — это не только чудо кулинарного искусства. Хала — понятие и часть еврейского закона.

Впервые слово «хала» для обозначения Субботних хлебов стали использовать ашкеназы в Австрии где-то в середине 15-го века. Впрочем, само по себе это слово было известно и ранее. Во времена Иерусалимского Храма халой называли либо часть теста, либо часть готового хлеба, которую отделяли и отдавали коэнам — первосвященникам в Храме. Сегодня это сделать невозможно — халу просто отделяют и после этого сжигают.

В Торе об этом сказано в книге Бемидбар так:

«И сказал Г-сподь Моше, говоря: Объяви сынам Израиля и скажи им: когда вы войдете в землю, в которую Я вас введу, и будете есть хлеб той земли, то вознесите возношение Г-споду от начатков теста вашего, халу возносите в возношение. От начатов теста вашего отдавайте возношение Г-споду».

Вообще же именно хлебные приношения занимали центральное место в Храмовой службе. Заповедь об этом дана в Торе прямым текстом:

«Сказал Вс-вышний: Прикажи сынам Израиля и скажи им: приношение Мне — хлеб Мой для возжигания Мне, в приятное благоухание Мне, соблюдая, приносите Мне в свое время».

Каждый день в Храме приносили жертву всесожжения — «корбан минха». Часть ее сжигали, а оставшуюся часть ели коэны, не дав ей закваситься. Об этом также говорится в Торе, в книге Ваикра: «Остальное от приношения хлебного — Аарону и сынам его, это как Святое Святых из огнепалимых жертв Г-сподних».

Раввин Йосеф Херсонский, основатель «Jewish Point», директор по развитию «Хабад ба-Алия»:
«Во всех церемониях жертвоприношений Храма присутствует три ингредиента: мясо, вино и хлеб. Хлеб иногда присутствует в виде мацы, то есть, не заквасившегося теста, иногда в виде хал, то есть хлебов. Таким образом Тора выделяет три ключевых продукта питания в жизни человека, которые участвуют в ритуале для того, чтобы обозначить, что когда мы приносим что-то Б-гу, мы приносим лучшее. В высказываниях наших мудрецов мы найдем фразу о том, что жертвоприношене бедняка ценнее Б-гу, чем жертвоприношение богача. Хотя если мы будем измерять в количестве принесенного, очевидно, что жертвоприношение богача щедрее, богаче, больше, в конце концов. Иногда это будет выше качеством, но, в конце концов, Б-гу в этих церемониях важно не количество быков или хлебов, а сколько сердца человек вкладывает. И поэтому в жертвоприношениях главный критерий — чего это стоило человеку, через что он перешагнул ради этого диалога с Б-гом. И вклад бедняка, безусловно, более ценный с точки зрения того, что он отдает от себя большую часть своей жизни, для него эта маленькая лепешечка мацы больше значит».

Двенадцать хлебов Предложения, по числу колен Израиля, укладывали на золотой стол каждый шестой день недели. Хлеба оставались свежими до следующей пятницы, когда приносили и укладывали новые, а хлеб недельной давности съедали коэны. Сегодня, когда Храм разрушен, священники потеряли право на причитающиеся им приношения, в том числе и на халу, однако память об этой заповеди осталась…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com