Перед вами письмо от 1907 года с живыми лицами.
Отправитель — Раввин Еуда-Лейб Цирельсон, на момент отправления письма раввин уездного города Прилуки Полтавской губернии (в дальнейшем Гл. Раввин Бессарабии).
Получатель письма — Рав Доктор Яков-Ицхак Немировер, на момент получения Раввин Синагоги в городе Ясы (в дальнейшем Гл. Раввин Румынии).
В письме рав Цирельсон сообщает, что передаёт собранные им деньги, 70 серебряных рублей, для евреев, пострадавших в румынских погромах, и просит прислать подтверждение об получении денег.
И получатель, и отправитель — люди крайне интересные, из-за чего, собственно, весь пост и пишется…
Раввин Еуда-Лейб Цирельсон (1859-1941) родился в городке Козелец Черниговской губернии, где его отец рав Моше-Хаим служил раввином города. В возрасте 19 лет он получил раввинскую смиху и стал раввином города Прилуки, где служил 30 лет! В 1908 занял должность раввина города Кишинев. В 1911 во время «дела Бейлиса» собрал петицию против антисемитизма, подписанную 300 раввинами, и в том же году удостоился титула «почётный гражданин Российской Империии». В 1912 вместе с группой Раввинов и Общественных деятелей создал ортодоксальное движение «Агудат Исраэль», войдя в «Совет Мудрецов Торы» этого движения.
В 1914 рав принял предложение стать раввином города Радом в Польше, чему воспротивилась община Кишинева, уговорив его остаться.
В 1918, к концу Первой Мировой войны, когда Бессарабия вошла в состав Румынии, принял должность Главного Раввина Бессарабии.
Заслугами лидеров еврейской общины Молдовы в Кишиневе сегодня есть не только улица с именем «Rabbi Tirilson», но также грандиозный план реставрации здания основаной Раби Цирельсоном ешивы. Улицы имени рава есть также в Бней-Браке, Нетании, Рамат аШарон и Тель-Авиве…
Рав Доктор Яков-Ицхак Немировер (1872-1939) родился в семье торговца, в Лемберге, откуда позднее семья переехала в Румынский город Ясы.
Уже с детства философский труд РАМБАМА Морэ Невухим (Путеводитель Заблудших) был его настольной книгой. В начале своего пути был близок к хасидскому двору Бельз, однако в дальнейшем отдалился в сторону Аскалы.
В 1895 защитил докторат в Бернском Университете (magna cum laude, с большим почётом). Тема доктората была такой: «Соотношение между свободой выбора, совестью, наградой и наказанием». И все это он совмещал с обучением в Берлинской раввинской академии у Раввина Азриэля Гильдесхаймера, одного из основателей Еврейской Нео-Ортодоксии.
В 1896 вернулся в Ясы на должность Раввина одной из синагог города. На тот момент в еврействе наметился глубокий раскол, а именно между Традиционным и Нео-Ортодоксальным течениями еврейской общины.
В 1897 получил раввинскую Смиху.
В 1908 году был признан главным раввином г. Ясы.
С 1901 г. стоял во главе объединения еврейских общин Румынии для защиты от антисемитских постановлений властей. В частности, он боролся за отмену унизительной клятвы «more judaico», которую должны были приносить в суде евреи в случае тяжбы с неевреем; во многом его стараниями эту клятву отменили в 1912 году.
В 1911 занял должность Раввина Сефардской Общины Бухареста; это при том, что он сам был ашкеназом!
А уже в 1926 занял должность первого Главного Раввина Румынии…
Нет сомнения, что Рав Немировер жил в особенную эпоху разделения течений в иудаизме. По его видению, в современном еврействе есть три основных «светила» духовных лидеров народа:
- Моше Мендельсон
- Виленский Гаон
- Бааль Шем Тов
Он уже в те годы видел, что еврейство разделено на 60 течений! Страшно даже представить, сколько бы он насчитал в наши дни…
В его видении Еврейство — «Народ» и «Иудаизм» — это сиамские близнецы, которых, конечно, можно разделить операцией, но не стоит этого делать… Он принял реальность, где еврей решает, быть ли евреем в полноценной составляющей или остаться евреем только в «народной» составляющей. При этом он отказался делать дополнительный шаг и не признавал «евреями» перевернувшихся в другую веру, вне зависимости от того, кем они себя чувствуют…