Поделиться

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены

Сегодня в Вене не так много следов еврейской жизни, и мало что напоминает о том, что в 1923 г. евреи составляли больше 10% от общего населения города. Только названия типа Юденгассе или Юденплатц да еще монументы и памятные знаки, разбросанные по разным местам Вены, напоминают о синагогах, разрушенных в нацистский период. А еще могилы в старой части ервейского участка Центрального кладбища — они напоминают о когда-то процветающей общине, сгоревшей в Холокосте.

А между тем, евреи поселились в Вене еще в 12-м веке. Тогдашняя еврейская жизнь была сосредоточена вокруг Еврейской площади (Judenplatz в нынешнем историческом центре города, где была построена синагога, фундамент которой можно видеть в музее на Юденплатц.

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Как и во всей средневековой Европе, венские евреи страдали от преследований и погромов. В 1196 г. во время Третьего Крестового Похода крестоносное воинство обрушилось на еврейский квартал Вены, убивая и грабя его обитателей. Еще один страшный погром обрушился на евреев Вены во время эпидемии чумы 1348-1349 гг. В то же время, в этот период еврейское население города выросло за счет спасавшихся от эпидемии и погромов из других мест.

А потом для венских евреев наступил страшный 1421 год, год т.н. Венской Гзеры. Уже в мае 1420 г. австрийский герцог Альберт V издал декрет, повелевший арестовать евреев во всей Австрии, включая Вену. Так же, как в Испании через 70 лет после этого евреи были поставлены перед выбором — креститься или покинуть Австрию. Еврейских детей младше 15 лет крестили насильно. К началу 1421 г. большинство евреев были изгнаны из Вены, а богатые евреи, оставленные в тюрьмах подвергались страшным пыткам с целью заставить их креститься. 12 марта 1421 г. герцог Альберт издал новый декрет, приговаривавший евреев, оставшихся в Вене, к смерти. В тот же день на Гусином лугу (в нынешнем квартале Вайсгербер, где среди прочего находится дом Хундертвассера) было сожжено 92 еврейских мужчины и 120 еврейских женщин. Сегодня на месте казни установлена мемориальная доска, а еще одним памятником тех событий является т.н. Дом Йордана на Юденплатц, построенный в конце 15-го-начале 16-го века и «украшенный» рельефом, изображающим крещение Иисуса в Иордане.

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Надпись на латыни под рельефом гласит: «Потоки Иордана смывают с тел грязь и зло. Все что скрыто и грешно, исчезает. Также и в 1421 г. поднялось пламя ненависти, пылало по всему городу и искупило ужасные преступления еврейских собак. Как когда-то мир был очищен всемирным потопом, так и теперь все грехи были искуплены пылающим огнем».
Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Сегодня этот рельеф, находящийся прямо напротив мемориала жертвам Холокоста, является напоминанием об антисемитизме.

Прошло почти 100 лет, прежде чем евреи начали возвращаться в Вену. В 1512 г. в Вене поселилось около 15 еврейских семей. На протяжении 16-17-го веков гонения на венских евреев продолжались. Особенно они страдали во время Тридцатилетней Войны. В то же время в 1648-1649 гг. в Вену прибыло некоторое количество евреев с Украины, спасавшихся от Хмельниччины. В 1624 году австрийский император Фердинанд II создал в Вене гетто в нынешнем Леопольдштадте. В этом гетто 500 семей жило в 136 домах. На протяжении 17-го века правители Австрии всячески ущемляли права евреев, а в 1669 г. император Леопольд I изгнал евреев из Вены во второй раз. При этом синагога в Леопольдштадте была превращена в католическую церковь св Леопольда.

Второе изгнание евреев из Вены было намного короче первого. Казна Австрии была разорена войной с турками, и императору нужны были еврейские деньги. Евреям было позволено вернуться в Вену, но они были обложены высокими налогами. Лидерами восстановленной еврейской общины Вены стали «придворные евреи» Шмуэль Оппенгеймер(вероятно, он был родным братом пресловутого «еврея Зюсса» Оппенгеймера, «придворного еврея» правителя Вюрттемберга Карла-Александра) и Самсон Вертхайме.

На протяжении 18-го века еврейская община Вены оставалась очень маленькой. Во времена Марии Терезии, люто ненавидевшей евреев и называвшей их «самой страшной напастью», всего около 500 евреев жили в Вене. Венские евреи страдали от самых разных дискриминационных законов. Так, евреям было запрещено иметь свою религиозную общину и проводить публичные богослужения. Некоторые послабления в этом отношении наступили во времена сына Марии Терезии (и одно время ее соправителя) Иоcифа II.

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Правда, реформы Иосифа II касались в основном богемских (чешских) евреев (так, в Праге было упразднено гетто и благодарные пражские евреи назвали квартал, в котором они продолжали жить, Юзефовым) и в меньшей степени евреев Австрии. Тем не менее, Эдикт 1782 г. декларировал цель «сделать евреев полезными для государства» и позволил детям евреев посещеть общеобразовательные школы и университеты, позволил евреям свободно заниматься торговлей и предпринимательством, отменил обязательное ношение желтой звезды Давида, а также специальный «еврейский налог».

Однако, евреям было запрещено пользоваться ивритом и идишем, и их обязали использовать только немецкий. Все это дало толчок к развитию ассимиляторских тенденций среди евреев Вены. Уже в конце 18-го века Вена становится важным центром движения Хаскала, сторонники которого ратовали за получение евреями общего образования и стирания граней между евреями и неевреями. Главный представитель движения Хаскала, немецкий еврей Моше Мендельсон считал, что евреям надлежит сохранять еврейство в частной жизни, а в общественной интегрироваться в окружающую среду.

В начале 19-го века был снят запрет на строительство синагог в Вене, и на узкой Зайтенштайнгассе была построена реформистская синагога, «Городской Храм» (Stadttempel), единственная из венских синагог, сохранившаяся до наших дней.

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Среди раввинов этой синагоги был Адольф (Аарон) Еллинек, внучка которого, Мерседес Еллинек, вошла в историю тем, что в честь нее был назван автомобиль штуттгартской фирмы Даймлера и Бенца. В 1858 г. в Леопольдштадте была построена еще одна синагога, Леопольдштадтский Городской Храм. При ней в 1893 г. открылся раввинский семинар. Синагога была полностью разрушена во время Хрустальной ночи в ноябре 1938 г., однако здание, в котором располагался семинар раввинов, сохранилось до сих пор.
Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

В нем сейчас находится микве под эгидой Агудат Исраэль.

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Настоящего расцвета еврейская община Вены достигла при предпоследнем австро-венгерском императоре Франце-Иосифе.

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра
Хотя в начале его царствования еще сохранялись некоторые дискриминационные законы в отношении евреев, в дальнейший период его правления евреи получили возможность заниматься любым видом деятельности. Так, например, в отличие от Германской Империи, в Австро-Венгрии евреи в конце 19-го — начале 20-го века могли делать военную карьеру. Историю еврейской общины в этот период можно проследить, например, на еврейском участке Центрального кладбища Вены. Так, здесь похоронен полковник императорской и королевской армии, командир 13-го артиллерийского полка Адольф Бер

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

или имевшие рыцарское звание Густав и Леопольд фон Эпштайн.

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

В то же время, во второй половине 19-го века еврейское население Вены начинает стремительно расти; так если в 1857 г. в Вене жило 6217 евреев, то через 12 лет, в 1869 г. в Вене жило уже больше сорока тысяч евреев. Не в последнюю очередь, это происходило за счет миграции в Вену жителей окраинных районов Австро-Венгерской империи. На рубеже 19-го и 20-го веков целая плеяда знаменитых ервеев жила и работала в Вене. Среди них писатель и драматург Артур Шнитцлер, могилу которого можно видеть на еврейском участке венского Центрального кладбища,

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

и писатель Штефан Цвейг, родившийся на одном из венских Рингов,

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

и психоаналитик Зигмунд Фрейд, возможно, самый знаменитый из венских евреев того времени.

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

В Вене же Теодор Герцль написал свою «Альтнойланд» и можно сказать, что в Вене зародился сионизм.

Однако, австрийский антисемитизм никуда не исчез, а на рубеже веков приобрел новые черты — вместо старой ненависти к евреям как «христоубийцам» появляется расовый антисемитизм. Антисемитизм также становится частью политики. В 1893 г. Карл Люгер основал христианско-социальную партию, которая активно пропагандировала ненависть к евреям. Через два года партия одержала победу на выборах в муниципалитет Вены, и патологический антисемит Люгер стал мэром города.

Взгляды Люгера вызывали восхищение у одного бомжа родом из провинциального Браунау на Ине, близ границы с Германией, подрабатывавшего на рубеже веков в Вене рисованием и продажей дешевых открыток. Имя этого бомжа было Адольф Гитлер. Вместе с тем, Гитлера возмущало то, что он считал непоследовательностью люгеровского антисемитизма. Так, наряду с антисемитскими речами Люгер дружил со многими евреями, и его высказывание «Я решаю, кто еврей» стало знаменитым и приписывалось впоследствии Герингу. Люгер был также отличным мэром города, много сделавшим для развития инфраструктуры в городе, а также для развития благотворительных учреждений в Вене. Писатель Штефан Цвейг, живший в Вене при Люгере, характеризовал его деятельность: «Его управление городом было абсолютно справедливым и даже типично демократическим». До сих пор Люгер почитается как величайший мэр Вены. В честь него назван один из Венских проспектов-Рингов и площадь, на которой установлен его памятник.

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

В 1914 г. разразилась Первая Мировая Война. Уже в первые месяцы войны русская армия захватила австрийскую галицию. Дикие зверства русских войск по отношению к евреям привели к массовому бегству евреев Галиции во внутренние районы Австро-Венгерской империи. От 50 до 70 тысяч беженцев прибыли в Вену. Этим беженцам трудно было найти работу, и они страдали от антисемитизма. Их ненавидели не просто как евреев, а как «восточных евреев», которых ненавидели еще до войны, считая их грязными, шумными, аморальными.

В 1918 г. Габсбургская империя рухнула. Для евреев Вены началась новая страница жизни — жизнь в Первой Австрийской республике. Евреи Вены встретили этот период разделенными на две части. Одну часть составляли ассимилированные, хорошо устроенные евреи, жившие уже несколько поколений в Вене и голосовавшие в период между двумя мироваыми войнами в основном за социал-демократов, и иммигранты из бывших восточных провинций Австро-Венгрии, сохранявшие свой традиционный образ жизни и голосовавшие за еврейские партии. Как и прежде, евреи Вены страдали от антисемитизма, поддерживавшегося доминирущей Христианско-Социальной партией и подпитываемого католической церковью. Уже в двадцатые годы австрийские нацисты, партия которых была гораздо старше германской, устраивали побоища в Леопольдштадте. В 1929 г. нацисты разгромили кафе «Продуктовая биржа», часто посещаемое евреями, а в 1932 г. — молитвенное помещение в еще одном венском кафе. Антисемитизм только усилился после установления в 1932 г. диктатуры Эгельберта Дольфуса, лидера Христианских Социалов. Вместе с тем, венские евреи тоже не сидели сложа руки. Так, в тридцатые годы были созданы отряды еврейской самообороны, также значительную роль в защите евреев Вены играла организация «Бейтар».

12 марта 1938 г. германские войска перешли германо-австрийскую границу. Солдат 8-й армии Вермахта повсеместно в Австрии встречали цветами и бурными овациями (правда, после войны Австрия объявила себя «первой жертвой Гитлера»). 2 апреля того же года на площади Хельденплатц в Хофбурге перед ликующими толпами венцев выступил бывший венский бомж Адольф Гитлер, под громовую овацию объявивший о присоединении (Anschluß) Австрии к Германскому Рейху. Уже на следующий день после вступления немцев в Вену в городе началась антисемитская вакханалия. Евреев, независимо от пола и возраста, выгоняли на улицы города и заставляли скрести мостовые зубными щетками под улюлюканенье стоявших вокруг толп австрийцев.

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Насилие по отношение к евреям достигло пика в ноябре 1938. Во время т.н. «Хрустальной ночи» (9-10 ноября 1938 г.) были сожжены 42 венские синагоги. Среди разрушенных в ту ночь синагог была синагога Леопольдштадта, Леопольдштадский Городской Храм, на месте которой сейчас установлен вот такой странный монумент

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

и мемориальная доска,

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра
свидетельствующая о том, что синагога был разрушена абстрактными «нацисткими варварами», а также синагога основанного в 1870 г. объединения храмов, на нынешней Унтере Виадукштрассе, на месте которой также установлена памятная доска,

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

свидетельствующая, что эта синагога (Бейт Кнесет) была «разграблена» опять же абстрактным «нацистким сбродом». Разгрому и разграблению подверглись не только синагоги, но и еврейские дома. Единственной нетротнутой венской синагогой остался Городской Храм на Зайтенштайнгассе, «замаскированный» под обычный жилой дом. 6000 венских евреев были арестованы и отправлены в концлагеря, откуда их освобождали с условием эмигрировать в кратчайшие сроки.
Нападениям подвергались не только живые, но и мертвые евреи. Так на еврейском участке Центрального кладбища Вены можно видеть поваленные и разрушенные в то время надгробия, и до сих пор никто не задумался об их восстановлении.

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Вскоре после ноябрьского погрома в Вене было организовано Центральное Бюро Еврейской Иммиграции. Бюро было организовано Адольфом Эйхманом, который, вопреки распространненому заблуждению, не был урожденным австрийцем, но большую часть жизни провел-таки в Австрии. Эйхман превратил эмиграцию евреев из Австрии в «конвейер», который каждый день выбрасывал из страны сотни евреев, лишенных имущества. До 1941 г. около 130000 евреев покинули Вену.

А в 1941 г. начались депортации венских ервеев на восток, сначала в гетто Лодзи и других городов оккупированной Польши, а после июня 1941 в гетто Риги и Минска, где большинство из них было убито практически сразу по прибытии. Пожилые евреи, а также евреи-ветераны Первой Мировой Войны были отправлены вначале в Терезиенштадт (Терезин), недалеко от Праги, а затем в лагеря смерти. В общей сложности более 65000 австрийских евреев было уничтожено в Холокосте. В память о них на Юденплатц, центре еврейской жизни еще в Средние века, установлен мемориал, представляющий собой символическое здание синагоги, «стены» которой выложены навсегдя закрытыми книгами, символизирующими «книги жизни».

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

На постаменте выгравирована надпись в память о 65000 австрийских жертвах Холокоста:Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

и местах их уничтожения:

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Справедливости ради надо сказать, что не все австрийцы участвовали в преследовании и уничтожении евреев. 88 жителей Австрии официально признаны Яд Вашемом Праведниками Народов МираПраведниками Народов Мира, а сколько точно австрийцев в той или иной форме участвовали в спасении евреев от геноцида, неизвестно. На той же Юденплатц на стене музея, расположенного здесь же, установлена мемориальная доска в память об австрийских праведниках.

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Еврейская община Вены, насчитывавшая не одно столетие, перестала существовать физически. Сегодня только надгробия на старом еврейском участке Центрального кладбища еще напоминают о когда-то славном венском еврействе.Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

В 1934 г. больше 170000 евреев жили в Вене, в 1946 около 25000. Многие евреи уехали после войны из Австрии. В последние годы еврейская община Вены усилилась за счет имигрантов из бывшего Союза. Также сейчас на улицах Вены часто слышен иврит, поскольку здесь обосновалось немало израильтян. Сегодня в Вене действуют еврейский музей,

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

кошерные рестораны,

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

В Леопольдштадте действует Театр «а-Маком»

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Вместе с тем, отношение к памяти своих евреев у венцев немного странноватое (хотя, возможно, так только кажется). Т.е. с одной стороны есть монументы и все такое, а с другой стороны присутствует ощущение, будто австрийцы внушили себе, что преследовал и уничтожал евреев какой-то абстрактный «нацистский сброд», а основная масса австрийцев тут как бы и не при чем. Также и отношение в Австрии к Израилю в целом не самое положительное — так, на улицах Вены можно столкнуться с «палестинской» символикой, но ни разу с израильской.

На Юденплатц находится Бывшая Богемская придворная канцелярия (Ehem. Bohmische Hofkanzlei).

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

На Еврейской площади, в доме Мизрахи (Misrachi-Haus), построенном в 1694 году, находится музей средневекового иудаизма (Judisches Museum Wien). Его экспозиция рассказывает о реалиях жизни венских евреев до первого изгнания. В подвальном этаже можно увидеть фундамент разрушенной синагоги, обнаруженный при раскопках 1995 года.

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

В южной части площади установлен памятник немецкому поэту Лессингу – поборнику религиозной толерантности.

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Современный Леопольдштадт снова стал центром венской еврейской жизни – здесь действуют несколько синагог, открыты общинные институты, работают кошерные рестораны.

Еврейские Места Мира: Многовековая история испытаний евреев Вены – образовательный портал Ваикра

Автор: lyonka72

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com