Поделиться

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи

Несколько лет назад один журнал заказал мне статью на грузинском языке на эту тему, но так получилось, что пока я писала, журнал закрылся, а текст у меня остался. Позже, я написала для себя и своего личного ЖЖ текст на русском, но с того времени информация дополнилась и сейчас я попытаюсь рассказать все самое интересное.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

А началось все с того, что я познакомилась с удивительным человеком — Лелой Цицуашвили. Она доктор искусствоведения, главный куратор выставок музея изобразительных искусств Грузии, профессионал и подвижник. Благодаря ей, музей устроил уже несколько выставок и выпустил самый полный и подробный каталог экспонатов, хранящихся в музее изобразительных искусств, музее истории Тбилиси, музее Грузии и в институте древних рукописей. аталог продается в книжном магазине при художественной галерее Грузии (Голубой галерее).

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра
художник Шалом Кобошвили

Лела мне помогала при написании статьи и мы очень подружились. В декабре 2013 г, она организовала выставку — «Культурное наследие грузинских евреев», приуроченную к выпуску каталога и прочитала лекцию — «Иудаизм и изобразительное искусство. Культурное наследие грузинских евреев». Для создания этого каталога была проделана огромная работа. Найдены фактически все экспонаты, которые после закрытия в 1953 году историко-этнографического музея евреев Грузии были распределены в разные музеи и там пылились в запасниках.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Да, сразу же после закрытия музея некоторые экспонаты пропали, но все же большинство, к счастью сохранилось и сейчас, после реконструкции и восстановления здания старой тбилисской синагоги, в которой и был когда-то этот музей, все экспонаты будут перенесены туда.

Кстати, сначала, когда в 1934 году был основан историко-этнографический музей евреев Грузии, он располагался в здании закрытой к тому времени одной из тбилисских синагог на нынешней ул. Гии Абесадзе №10. Сейчас в здании находится театр «Самепо убнис театри» («Театр Царского квартала»), а музей из этого здания перенесли в 1940 г, и открыли в нем рабочий клуб им. Первого мая. Потом был пожар, потом здание пустовало, а потом его передали театру.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

По фасаду здания уже трудно понять, что здесь когда-то была синагога, но стоит заглянуть за угол и посмотреть на здание с другой стороны и тогда сразу видно.
Буквально рядом расположена вторая синагога, в которую и перешел в 1940 г. музей.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Это, так же, закрытая к тому времени синагога, на нын. ул. Антона Каталикоса №3.
Тоже одна из старых улиц города, бывш. Лилахана (Красильные ряды, потому что там располагались мастерские красильщиков), затем ее часть называли Немецкой, потому что здесь в начале XIX века поселились первые немецкие колонисты, а вторую часть называли Акимовской. Так вот, на пересечении этих старых тбилисских улиц, совсем недалеко друг от друга находились эти две синагоги.

Синагога, в которой после ее реставрации расположится историко-этнографический музей евреев Грузии, по своей архитектуре относится к т.н. купольной синагоге.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Кстати, очень интересно было узнать из лекции Лелы Цицуашвили, что синагоги, строившиеся в различных странах, всегда «впитывали» в свой стиль архитектурные предпочтения, которые существовали в то время в той или иной стране.
Поэтому тифлисские синагоги строились с элементами базилики, а также в ярко выраженном восточном стиле. Он главенствует как в форме здания так и в его внутреннем убранстве.

Но эта купольная синагога необычна даже для Тифлиса. Когда-то она была богато украшена внутри. Но потом, после закрытия музея, стала тихо «угасать» и разрушаться.

Историко-этнографический музей евреев Грузии был основан в Тбилиси 23 ноября 1933 года декретом Наркомпроса Груз.ССР. Главной задачей музея было исследование исторического прошлого, быта и традиций грузинских евреев. Благодаря нескольким этнографическим экспедициям в разные регионы Грузии в музее были собраны уникальные материалы по этой теме. В 1951 году, на волне борьбы с сионизмом музей был закрыт и все экспонаты и материалы переданы разным музеям. Теперь все это хранится в Национальном музее Грузии и институте рукописей. В 1992 г. музей восстановили, но в старое здание он не смог вернуться, потому что оно было в аварийном состоянии. И вот сейчас, при финансовой поддержке фонда «Карту», здание полностью восстановили и музей уже открыт для посетителей.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра
Так эта синагога выглядела еще всего 2 года назад

Сейчас в Тбилиси две действующие синагоги. Одна, как ее называют, Большая или ахалцихская синагог, построенная в 1895 — 1913 гг. находится на ныш. ул. К.Абхази (бывш. Шуабазари, Армянский базар, ул. К.Леселидзе). Эту синагогу, еще ее иногда называют «старой синагогой», построили на деньги евреев из Ахалцихе. Это была синагога сефардов, так как грузинские евреи относятся к т.н. восточным или сефардским евреям.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал ВаикраЕврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал ВаикраЕврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал ВаикраЕврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал ВаикраЕврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Чуть выше, на той же ул. К. Абхази, есть ашкеназская синагога, которая появилась в Тифлисе уже на рубеже XIX — начала ХХ века и была построена евреями-ашкенази, выходцами из России. Иногда её называют «русской синагогой», так как после присоединения Грузии к России в 1801 г., вслед за изданием Положения о евреях (1804 г.) здесь появились евреи (ашкенази) из России. Они и основали эту синагогу.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Сейчас, как говорят тбилисские евреи, среди них уже нет такого резкого различия на сефардов-грузинских евреев и евреев-ашкенази. Хотя вначале были и различия, и даже серьезные разграничения. Ведь грузинские евреи в отличии от других, разбросанных по миру общин, не создали своего бытового языка, такого как идиш, ладино или др.
Грузинские евреи говорят на грузинском, но иврит сохранили и учили его для чтения Торы.

Да и вообще в Тифлисе, в Нижней Кала был еврейский квартал — «уриата убани» или впоследствии, «эбраэлта убани», как его называли. Так же его называли Петхаин, а сейчас Бетлемисубани или Клдисубани (Нагорный квартал). Кстати, распространенное мнение, что слово — уриа, еще одно определение евреев на грузинском, является оскорбительным, так же как в русском — жид, не верно. Так называли евреев в старину, так они упоминаются в «Картлис цховреба» и других древних рукописях и это просто, определение выходцев из Урии и не имеет оскорбительного значения.

Так вот, этот квартал был и до сих пор есть в самом центре Старого города.
Это магазин «Кошери». Он находится рядом с Мэйданом на углу с ул. О. Туманяна

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

В Тбилиси есть Иерусалимская улица и Иерусалимская площадь. Эта старая тбилисская улица раньше называлась улицей «Джврис мама» по имени грузинской церкви Джврис мама, которая находится неподалеку. На плане города 1876 г. уже указана как Иерусалимская, в советское время ул. Ицка Рижинашвили. С 1990 г. улице вернули прежнее название – Иерусалимская.

Площадь, на пересечении улиц Иерусалимской и Ованеса Туманяна, появилась в начале XIX века, названа Иерусалимской площадью с 1994 года.
Бетлемис убани называется так по находящимся здесь двум церквям Большой и Малый Бетлеми или Петхаин. Название происходит от еврейского «бейтили». «Бейт» значит «дом», а «или» — «Господь», таким образом, «бейтили» или «бетлеми» переводится как «дом Господа». Бетлехем (по-грузински — Бетлеми) или Вифлеем – город в Палестине, родина царя Давида и, согласно Евангелию, в Бетлеми (Вифлееме) родился Иисус Христос. «Петхаин» в переводе с еврейского значит «дом вечной жизни».Ну и еще один момент, который наглядно показывает уровень интегрированности евреев в грузинское и, конкретно, тифлисское общество.
Вот, например, можно ли по этому портрету определить, какой национальности эта тифлисска?

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

А это портрет грузинской еврейки.

Но так одевались в конце XIX — начале ХХ века и грузинки, и армянки. В музее будут выставлены разные образцы женской одежды грузинских евреев.

Как повседневной,

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

так и праздничной, свадебной.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Известно, что свадебные наряды лучше всего шили в Ахалцихе. Да и большинство экспонатов быта грузинских евреев оттуда. Видимо, они наиболее ревностно хранили старые обычаи, которые потом по памяти рисовал первый среди грузинских евреев художник Шалом Кобошвили, выходец из Ахалцихе.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Вот он, на портрете художника Давида Гвелесиани, который главным образом и работал в экспедициях, зарисовывая быт и жизнь грузинских евреев в 1930-40 годы, их обычаи и традиции.

А это работы Шалома Кобошвили.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Также сохранились ритуальные предметы.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Свадебный договор, к которому прилагался список приданного.
Были и такие предметы, назначение которых не сразу смогли определить, пока не увидели в музеях других стран подобные.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Например, такой же занавес для шкафа (вышивка ручной работы), где хранится в синагоге свиток Торы, есть в парижском музее. Значит и этот тоже конца XVIII века и, скорее всего, изготовлен в Париже.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Назначение этого подсвечника тоже долго было неясно. Оказалось, что это не ритуальный, а простой подсвечник, который использовали, чтобы раввину было лучше видно при чтении Торы. Очень много интересного о быте рассказывают картины, нарисованные с натуры.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Например, эта называется «Танец невесты», худ. Габроилов. Но, как оказалось, название неточное. На еврейской свадьбе была игра, когда вот так должна была станцевать сестра жениха. Эта традиция и изображена на картине.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

А это картина Шалома Кобошвили «Евреи-колхозники». Был такой колхоз в Грузии, в котором трудились евреи.
Так как зашла речь о первом грузинском еврее художнике-самоучке Шаломе Кобошвили, то его работы в запасниках музея искусств Грузии нашла тоже Лела Цицуашвили. Она, от своего деда, когда-то директора музея евреев Грузии, знала о Шаломе Кобошвили и то, что его работы должны были где-то сохранится. Благодаря усилиям Лелы, картины и рисунки нашлись и их реставрировали. Сейчас они являются одним из важнейших не только экспонатов, но и «пособий» по изучению быта грузинских евреев XIX- XX века.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

художник Шалом Кобошвили

Одна удивительная история связана с синагогой в городе Они, где веками жили грузинские евреи. В начале 50-х годов ХХ-го века, когда в Советском Союзе шла борьба с сионизмом, было решено закрыть синагогу в Они. Пришедшие к зданию работники министерства госбезопасности увидели, что на площади перед синагогой собрался чуть ли не весь город. Подойдя ближе к синагоге, они обнаружили, что она заперта изнутри и оттуда доносится плач детей. Когда стали выяснять, в чем дело, оказалось, что в синагоге, чтобы спасти ее от разрушения, заперлись не только еврейские матери с детьми, но и грузинские. Чекистам ничего не оставалось, как оставить синагогу в покое. Вот, благодаря такой самоотверженности, сегодня в Они стоит это прекрасное здание, которое так же охраняется как памятник истории и архитектуры, ведь построена эта синагога в 1895 году по тому же проекту, что и варшавская синагога.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра
синагога в Они

В Национальном музее Грузии хранится и Акт о провозглашении независимости Грузии 1918 года, на котором вместе с другими выдающимися политическими и общественными деятелями Грузии свои подписи оставили и три грузинских еврея И.Элигулашвили, М. Даварашвили, И. Гольдман, которые принимали активное участие в работе Национального Собрания. В 1918 году грузинские евреи передали казне молодой республики часть золотого запаса Бейт Ксенета.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикрасинагога в Кутаиси

В 1903 году в Кутаиси гастролировала труппа одного из антрепризных театров из России. Во время представления пьесы В. Крылова «Контрабандисты», грузинская публика, возмущенная явным антисемитским содержание пьесы, демонстративно покинула зал. А через год в Кутаиси случились серьезные массовые выступления, и поводом опять послужило представление еще одного гастролирующего российского театра, который решил показать пьесу «Жиды». Тут уже общественность устроила акцию протеста перед зданием театра, и из-за столкновений с полицией были задержаны грузинский писатель и общественный деятель Нико Лорткипанидзе и легенда грузинского театра, актер и режиссер Алекси Месхишвили. (Сейчас его имя носит кутаисский драматический театр).

Раз уж речь зашла о театре, то нельзя не упомянуть человека, имя которого тесно связано с грузинским театром начала ХХ-го века.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

Герцель Баазов, сын выдающегося религиозного и общественного деятеля Давида Баазова, родился в Они в 1904 году. Поэт, писатель, драматург. Его пьесу «Немые заговорили» в 1933 году поставил Коте Марджанишвили, а сценография и декорации к этому спектаклю создал выдающийся грузинский художник Пэтрэ Оцхели.

Еврейские Места Мира: Тбилисские синагоги и грузинские евреи – образовательный портал Ваикра

В 1923 году, в возрасте 19 лет, Герцель Баазов опубликовывает свой перевод с иврита на грузинский «Песни Песней». Большой популярностью пользовался спектакль по пьесе Герцеля Баазова «Ицка Рижинашвили», история молодого грузинского еврея-революционера, убитого жандармами в 1905 году. В пьесе объемно и многогранно показан и тогдашний быт грузинских евреев.

В Тбилиси, на Пурис моэдани (Хлебной площади) в доме №2, отец Герцеля, раввин Давид Баазов (1883 — 1947) провел последние годы жизни. Он был одним из основателей сионисткой организации в Грузии. В 1918 г. издавал газету «Голос еврея», сыгравшую значительную роль в формировании национального самосознания еврейской молодежи в Грузии. Будучи главным раввином города Ахалцихе, который в 1918 г. был захвачен турками, Баазов, благодаря дружеским связям с руководителем мусульманской общины спас значительную часть еврейского и христианского населения уезда.

16 августа 1969 году в ООН поступило заявление 18 еврейских семей, которые просили повлиять на СССР, чтобы они смогли получить разрешение на выезд в Израиль. 13 из этих 18 семей были грузинские евреи. После этого в СССР были вынуждены дать евреям возможность уехать. В 1972 году по решению правительства Израиля в Иерусалиме была открыта площадь им. Шабата Элошвили, одного из авторов того «письма 18-ти».

К сожалению, почти не осталось евреев в Они, Сурами, Ахалцихе, Цхинвали и других города. В основном сегодня грузинские евреи проживают в Тбилиси, Кутаиси, Гори, Батуми. Синагоги действуют в Тбилиси, Батуми и Кутаиси. В Тбилиси их две. Сегодня в Тбилиси действует еврейский детский сад и школа, выпускаются газеты на грузинском языке и иврите, иврит преподается во всех ведущих грузинских университетах, с 1997 год проводится фестиваль еврейской книги.

Автор: Tamar Tavadze

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com