Поделиться

Еврейские Места Мира | Жирона — возвращение спустя столетия

Первые евреи поселились в Жироне еще в начале I тысячелетия новой эры. Они жили спокойно, без особых проблем и притеснений, развивали ремесла, торговлю, медицину, занимали высокие должности в местных органах самоуправления. Но после того как в VI веке вторгшиеся на Иберийский полуостров вестготы приняли христианство и превратились в ревностных неофитов, для евреев наступили черные времена. Им не только запретили занимать какие-либо общественные посты, но и наложили ограничения на публичное соблюдение законов иудаизма.

Ситуация стала совсем отчаянной, когда на королевский престол взошел религиозный фанатик Сизебут, проводивший политику насильственного крещения евреев. Отказывавшихся подвергали жестоким наказаниям, вплоть до смертной казни. Притеснения продолжались почти сто лет, пока на полуостров в 711 году не вторгся арабский полководец Тарик, который в течение четырех лет захватил почти всю Испанию. Под властью христиан остались лишь северные Астурия и Страна басков.

К евреям арабы (которых тогда называли маврами) относились намного терпимей, чем христиане. И хотя они считали евреев (как и всех других неверных) людьми второго сорта, не подвергали их преследованиям. И уж, во всяком случае, не заставляли силой принимать ислам.

Но Жироной мавры правили недолго. В 785 году франки после долгой осады штурмом взяли город, который после такой пирровой победы еще много лет лежал в развалинах. Евреев в городе не осталось — они покинули его вместе с маврами.

Лишь в 890 году в Жирону по приглашению короля, надеявшегося с их помощью положить конец запустению города, приехали 20 еврейских семей — ювелиры, врачи, ремесленники, торговцы. Они поселились рядом друг с другом, и это место получило название «Еврейский квартал». Евреи обладали особыми привилегиями — они подчинялись напрямую королю и платили налоги только ему. Благодаря такой политике еврейская община начала быстро развиваться и процветать. Вместе с нею процветала и Жирона.

В городе появились многочисленные мастерские и лавки, еженедельные базары привлекали тысячи покупателей со всего края. Экономическое процветание привлекло в город ученых людей, основавших здесь университет и многочисленные школы. Но всемирную славу «города мудрости» Жирона получила благодаря Моше бен Нахману (Рамбану), родившемуся в Еврейском квартале в 1194 году. Ему было суждено стать самым знаменитым раввином еврейской Испании и получить признание во всей Европе как одному из наиболее мудрых и образованных людей своего времени.

Нахманид, как его называют неевреи, был сперва главным раввином Жироны, а потом всей Испании. Он написал знаменитые каббалистические комментарии к Торе, переведенные на многие европейские языки. Поскольку в те годы за раввинскую деятельность не платили, на жизнь он зарабатывал врачеванием и пользовался славой одного из лучших врачей континента.

Золотой век испанского еврейства длился долго. Евреи жили свободно, занимали высокие государственные посты как в христианских королевствах полуострова, так и в мавританском халифате, владевшем его южной частью. Все это кончилось после того, как фанатичные королева Изабелла и ее супруг Фердинанд сумели победить мавров и вытеснить их в Африку.

Самое любопытное заключается в том, что для взятия последнего оплота мавров — Гранады — Фердинанд и Изабелла заняли у своих евреев огромную сумму. Но после победы возвращать деньги не пожелали. Так религиозный фанатизм оказался подогрет еще и скаредностью. В результате этого симбиоза, всегда приводящего к страшным последствиям, и появился на свет 2 августа 1492 года указ об изгнании евреев из Испании.

Еврейский квартал Жироны опустел. По королевскому указу, в пустые дома вселились местные бедняки. Денег у них не было ни в том момент, ни после, и поэтому сегодня дома Еврейского квартала сохранились практически такими же, какими построили их подлинные хозяева. Единственное, что было изменено, — имя квартала. Из Колле Жирона он превратился в Эль-Каль. Впрочем, сегодня явные следы еврейского присутствия там обнаружить очень трудно.

Еврейский квартал состоит из перепутанных улиц, переулков, тупиков. Поскольку Жирона расположена на холме, многие улочки представляют собой достаточно крутые лестницы. Будучи обнесенным стенами, квартал не имел возможности расширяться, поэтому в нём узкие, даже по меркам средневекового города, улицы и высокие дома. Название «Каль» — на иврите קהל — общество, община, народ, публика появляется в документах с XII века.

В 1970-х годах местный ресторатор Хосе Таррес купил в этом районе несколько домов. Когда приступили к расчистке территории от многовековых напластований мусора и продуктов жизнедеятельности двадцати поколений беднейших жиронцев, вместе со старинными лестницами, входами и стенами начали открываться страницы еврейской истории города. Из-за хронической бедности жильцов, не имевших средств на ремонты, равно как из-за большой толщины стен, фасады, да и внутренняя планировка зданий сохранили свой прежний облик. Благодаря усилиям и неукротимой энергии патриота Жироны Хосе Тарреса (ещё о нём говорят, как о художнике и поэте) началась и была завершена реставрация Каля. Теперь это модный район города, заселённый интеллектуальной и творческой элитой. Говорят, самый сохранившийся старый еврейский квартал в Европе.

Евреи начали возвращаться в город лишь после 1992 года, когда в нем пышно отметили пятисотую годовщину изгнания. Сегодня в город ежедневно приезжают еврейские туристы со всего мира и с удовольствием гуляют по сохранившим очарование Средневековья узким улочкам старого города и Еврейского квартала, посещают музей Нахманида, разместившийся в здании синагоги.

Здесь же, в Эль-Кале, находится и Музей истории еврейской общины Жироны. Там не только проводят экскурсии, но и регулярно читают лекции о жизни общины. Сегодня этот музей является центром изучения истории евреев на всем полуострове.

Эти и другие экспонаты музея — подлинные вещи, которые вывезли евреи, вынужденные в 15 веке покинуть Жирону и Испанию вообще. Эти священные реликвии бережно хранились и передавались из поколения в поколение, теперь они здесь, в музее.

Во внутреннем дворике музея, не видном со стороны улицы, можно обнаружить огромную мозаику в виде «маген Довида». А на одном из балконов, выходящих во двор, — израильский флаг.

Рядышком в этом же дворике скульптура – подарок Хайфы. Памятник двусторонен, как монета. На «орле» горбоносый Колумб вглядывается вдаль по носу корабля. На «решке» – раскрыл книгу еврей-сефард, ведь за мореплавателем стояли евреи, субсидировавшие экспедицию и обеспечивавшие её научную базу. Создал памятник израильский скульптор Франк Майслер.

Зато прямо над входом в музей развеваются два палестинских флага, вывешенных на окнах одной из квартир. В списке жильцов владельцем квартиры числится некто Олафсон. Похоже, что норвежские доброхоты добрались и до Жироны, чтобы и здесь помочь палестинцам дать бой «проклятым еврейским оккупантам». Казалось бы, что им Жирона, что они Жироне? Кого-кого, но тех, кто называет себя палестинцами, здесь точно никогда не бывало. Но ненависть к евреям так кипит в их душонках, что ее отравленные брызги долетели даже до тихого испанского городка.

Еврейский квартал Жироны – один из наиболее бережно хранимых еврейских кварталов в Европе, и его состояние тщательно поддерживается. Скрытые от глаз сады Жироны предстают перед зрителями только раз в год, во время знаменитой выставки цветов «Temps de flors». В эти дни извилистые улочки древнего города превращаются в настоящую оранжерею: цветы украшают фасады домов, пестреют в храмах, арках и уютных двориках.

Еврейские Места Мира | Жирона - возвращение спустя столетия – образовательный портал Ваикра Еврейские Места Мира | Жирона - возвращение спустя столетия – образовательный портал Ваикра

Дизайнеры выкладывают цветочные картины прямо на мостовых, причем каждая веточка и каждый цветок имеют свои потаенные смыслы. Например, цветочные горшки символизируют сердца, а свисающие с разных сторон веревки говорят о том, что, как бы далеко ни находились потомки живших здесь евреев, они навсегда связаны с Жироной… Именно благодаря евреям Жирона стала процветающим городом и прославилась далеко за пределами Иберийского полуострова.

Конечно, хотя евреи вновь появились в Жироне, они уже не живут в самом городе. Они вернулись в него как туристы, как историки, они ищут здесь свои корни. И находят их, когда касаются кончиками пальцев углублений на косяках домов — углублений, когда-то выбитых их далекими соплеменниками для мезуз, увезенных ими с собой в изгнание…

По материалам:
https://natali-ya.livejournal.com/2521909.html
http://www.alefmagazine.com/pub2656.html
https://espanarusa.com/ru/pedia/article/6633

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com