Поделиться

Еврейское новоселье (Ханукат а-байт) | Все, что нужно знать

Вопрос еврейского новоселья не так прост, как можно подумать. Существует много книг, в том числе и на русском языке, в которых приводят порядок проведения вселения в новый дом. Однако, прежде чем следовать или отвергать предлагаемый порядок, давайте разберемся в алахической стороне данного вопроса.

Центральным действием в еврейском новоселье, как и во многих других событиях еврейской жизни, является трапеза. И существует четыре мнения относительно этой трапезы — является она заповедной или нет? Ответ на этот вопрос важен, так как влечёт за собой алахические последствия. Например, если статус трапезы на новоселье является заповедной, то она отменяет Пост первенцев 14-го нисана. Приведем эти четыре мнения.

По первому мнению, эта трапеза может быть как заповедной, так и нет. Так даёт понять Маhаршаль в книге Ям шель Шломо (Море Шломо) на Бава Кама (гл. 7, симан 37). Он считает, что такого рода трапезы приводят к легкомыслию и провоцированию людей на грех, и нехорошо начинать жизнь в новом доме с легкомысленной пьянки. Однако, если начать её с изучения Торы, то, несомненно, такая трапеза будет заповедной, чтобы дом стоял на основании Торы и заповедей. И единственный вариант устроить такую трапезу — это пригласить на неё людей Б-гобоязненных и талмидей хахамим. Это мнение разделяет ряд источников: Оhель Яаков Менаше (60, 8), Каф а-хаим (симан 223, 19) и др. Но недостаточно просто пригласить таких людей, за столом должны произносить слова Торы и объяснять алаху.

Второе мнение также строго. Заповедной трапезой на новоселье будет лишь трапеза при вселении в новое жильё в земле Израиля, так как существует заповедь заселять землю Израиля, и такая трапеза, несомненно, устраивается в честь выполнения заповеди. И так постановляет Нимукей Йосэф. Здесь будет уместно добавить слова из Мидраш Талпиот, написанные от имени р. Йеhуды Хасида: Пусть не строит человек (вне земли Израиля) дом каменный, а только (пусть) купит. А если построил, (то пусть) не живет в нем много дней, потому что он или сыновья его умрут. А только (пусть) пойдут и продадут. И деревянным (домом) удовлетворятся (в наших святых книгах есть рекомендация, что нужно сделать, чтобы человек или его дети не умерли при вселении в новый дом и если эта тема покажет себя интересной читателю, то я напишу об этом отдельно). Несомненно, эти слова говорят о важности жилья в земле Израиля и только оно влечёт за собой устраивать новоселье.

Третье мнение самое легкое — по нему не важно, где человек приобрел жилище, и трапеза по случаю заселения будет заповедной даже вне земли Израиля. Такое мнение мы находим в книгах Яд Шауль (246), Бейт Лехем Йеhуда на Йорэ Дэа (симан 391), ШуТ Тора ли-Шма (симан 484) и др.

И есть ещё четвертое мнение, что трапеза по случаю вселения в новое жилье — не заповедная вообще, даже в земле Израиля. Это мнение Яд Эфраим (симан 568) и его разделяют (хотя и по разным причинам) пару десятков авторитетных источников.

Что же делать простому еврею, который очень сильно желает устроить трапезу новоселья и не готов разделить последнее мнение? В Шулхан Арухе (Орах Хаим 670, 2) в законах Хануки сообщается, что те многие трапезы, которые устраиваются в Хануку — не имеют статус сеудат мицва (заповедная трапеза), а являются сеудат ршут (трапеза, на которую имеешь право). И нам поможет комментарий РаМО, гласящий, что трапезах, устраиваемых по случаю радостных событий, есть немного заповеди (кцат мицва) и принято говорить на этих трапезах прославления и песнопения, и тогда станет трапеза заповедной. Эта фраза важна для нас и несомненно возвращает нас к первому мнению о том, что трапеза станет заповедной лишь в том случае, если были за ней слова Торы.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com