Йосиф и братья и Ханукальные свечи - параллели и инсайты – Vaikra.com
Рав Меир Брук

Родился в Киеве в 1964 году в очень творческой семье.
Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы. Ефим – сын знаменитого писателя, известный лектор и психотерапевт, автор книг «Вне диалога – пропасть» , «Тора и психология» , «Перевоплощение».

1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио (Нью-Йорк 96.7FM & Москва 1503 АМ - по средам) с программой "Еврей в законе" и мн.др.
С сентября 2004 года живу с женой и четырьмя детьми в Бруклине - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. С 2010 года открыл персональный сайт, см. веб-архив. (см. также принципы подбора материалов ).

В "доеврейском" прошлом:

В детстве вместе с родителями прошел через увлечения оздоровительными системами, восточной философией и мистикой.
1977 - 1979 учился в Киевском естественно-научном лицеи №145
1979 наша семья попала в отказники...
1982-1989 - учился на мех-мате Киевского Университета (с перерывом в 2 года на службу в Советской Армии).
1989-1994 работал МНС в области экспертных систем в сильнейшей команде Константина Вершинина в славном киевском Институте Кибернетики, и параллельно работал СНС в киевском Институте психологии в отделе Новых Информационных Технологий Обучения в команде Ефима Машбица.

Вся эта горючая смесь (включая мн.др.) а также мое появление в однофамильном граде БРУКлине, наконец, простимулировали меня к работе не только в устном, но и письменном жанре.
Занятия кабалой, хасидизмом и психологией - не дали моему пониманию иудаизма остаться в сухих рамках пересказа учителей прошлого, но включили "второе дыхание" новому пониманию классики, интересному для человека сегодняшнего дня. К сожалению, очень часто две части еврейского мира – светская и религиозная – воспринимают друг друга, как жителей разных планет. Популярная русскоязычная газета Америки «Еврейский Мир», где с 2006 года печатаются мои статьи, - один из мостов, соединяющих две «планеты», дающий светским читателям качественные знания о еврействе.

Йосиф и братья и Ханукальные свечи — параллели и инсайты

ВВЕДЕНИЕ ВО ВВЕДЕНИЕ.

Только что в фейсбуке появился замечательный комментарий на Тору о трех парах снов, которые демонстрировали рост способностей Йосефа.

Первая пара снов — Йосиф просто пересказал,
Вторая пара снов — Йосиф истолковал,
Третья пара снов — Йосиф не просто истолковал, но и выдал практический план…

Читая этот ценный комментарий, я вдруг осознал интересную параллель, которой хочу поделиться и которая вылилась в большую и информативную статью.

ВВЕДЕНИЕ

Мы в эти дни параллельно работаем с двумя темами:
тема из Торы — о Йосифе и братьях,
тема из праздничного цикла — о Хануке.

Для «разминки» замечу — что у нас праздники из Торы как бы отодвигают Недельные Главы, про Пурим подумаем позже.
Но именно Ханука — включается в нашем календаре — параллельно с сюжетом Торы.

Поэтому мы можем рассматривать их параллельно…

И (в буквальном смысле) мы можем проливать /Ханукальный/ свет — из одной истории на другую….

Только что мне пришел интересный набор смыслов, проводящий несколько параллелей между этими двумя темами….

Йосиф — возвышается над братьями…
Об этом говорят его первые сны, и к этому приводит весь сюжет.

Сначала братья кланяются Йосефу, прийдя за едой в Египет (но тогда братья не знают, что они кланяются своему же брату).

Потом, когда братья приезжают в Египет по приглашению Йосифа — то понятно, что Йосиф — главный брат (он большой начальник в Египте), а братья — как бы его «бедные» (условно говоря) родственники.

А теперь посмотрим на Ханукию.

Главная ее особенность, которая должна быть заметна «невооруженным глазом» — у нас восемь свечей, имеющих одинаковый статус, и одна свеча (девятая, шамаш) — находится всегда выше этих восьми свечей… ВОЗВЫШАЕТСЯ над ними.

Можно сказать, что Ханукальный светильник — это как бы «ПАМЯТНИК» (то есть символическая репрезентация) ситуации с Йосефом и братьями…

Расшифрую еще раз — как шамаш возвышается над восемью равноправными свечами, так же и Йосиф — возвысился над братьями.

Очень выразительная параллель…..

Причем любопытно — что если высказать эту идею, она становится буквально очевидной, но я нигде не слышал этой интерпретации.
И хотя, наверное, об этом кто-то мог говорить, этот аспект не озвучивался в массовом порядке — как другие аспекты праздников и др…

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ (который отвергли строители)
СТАЛ ВО ГЛАВУ УГЛА

А теперь мы сделаем более глубокий ход — мы постараемся дать истолкования как бы «нестыковкам», находя в них — глубинные смыслы…

Эти бросающиеся в глаза нестыковки — могут быть названы «камнями преткновения» — об которых мы (как бы) спотыкаемся…

Сразу можно заметить две КАК БЫ нестыковки….

(1) Согласно официальному толкованию смысла ханукии — шамаш — это вспомогательная свеча.
Ее название — шамаш — означает служка.
А Йосеф был не служкой, но супер-начальником….

(2) Вторая как бы нестыковка — братьев было 12 (включая Йосифа),
а свечей в Ханукии 9 (включая шамаш).

Это создает у нас «запутывающий фактор»….

Вспомним, что в первых снах Йосифа — тоже был запутывающий фактор, на который обратил внимание сам Яаков — звезде Йосифа поклоняется Луна, которая по идее должна была обозначать маму Йосифа — Рахель, которая к тому времени уже умерла — и не могла воплотить сон в его буквальном виде, не будучи присутствующей в составе семьи…

ИНСАЙТЫ НА МЕСТЕ НЕСТЫКОВОК

А теперь — раз нам увиделись (и вполне очевидно) как бы нестыковки, давайте займемся их истолкованием….

ШАМАШ-СЛУЖКА или ПРЕМЬЕР-МИНИСТР.

Ключевая фраза-код: «СЛУГА НАРОДА», Те кто жили в Советском Союзе помнят популярную фразу — «партия — СЛУГА НАРОДА». Так говорили о людях во власти, чья роль была — обслуживать народ с помощью выполнения управленческих функций.

То есть, большой политик, вплоть до президента — находится на службе — он обслуживает народ…..

И это вполне очевидная идея, которая затуманивается тем, что у начальника более высокий статус, чем у народа….

Но обратим внимание, что народ — как пользователи — может и расслабиться.
А у начальника — (в идеале) должна быть огромная ответственность…

(Кстати, Йосиф прожил меньше своих братьев. Объясняют комментаторы, что будучи начальником, он имел более нервную и ответственную жизнь, что сказалось и на ее продолжительности).

Особенно можете представить — какие чувства были у фараона (в процессе интерпретации снов), когда он узнал, что через семь лет — на его голову свалится ответственность «кормить» все свое царство во время голода……

Фараон не имел права скопить еды для себя и запереться во Дворце на время голода, отгородившись от народа. …

В общем, понятно….

И тут Йосиф дает ему план по спасению (обслуживанию) народа, и сам Йосиф вызыввется стать начальником-слугой, работающим на народ — с помощью реализации своего плана. То есть Йосиф — хоть и стал как бы Премьер-Министром, но он был слугой народа, который работал на народ (в деле его спасения от голода).

Аспект второй — среди народа были и пришлые голодающие, которых он тоже кормил-спасал-обслуживал….

Среди пришлых — были и братья Йосифа.

И он и их накормил, спасая от голода….

Поэтому, хотя Йосиф и выглядел как огромный начальник на фоне простых братьев — функционально он играл вспомогательную роль, кормя братьев — то есть обслуживая их.

Поэтому фигура Йосифа — идеально отражает роль слуги, который находится выше тех, кого он обслуживает……

И еще — представьте, что братья — это мудрецы Торы, которые создают продукт в виде вечной мудрости.
Тот, кто их кормит (как Йосиф) выглядит вроде бы выше братьев, но в ходе глобальной истории — сохраняется как бы вечный продукт в виде мудрости.

А тот, кто кормил-спасал мудрецов, запоминается только благодаря тому, что он спасал тех, кто производит «вечный продукт»….

И когда приходит новое поколение — они уже легко могут забыть того, кто спас их отцов но не лично их……

Поэтому если бы среди спасенных Йосифом не было братьев — то, скорее всего, эта история бы забылась….

Кстати — так и произошло….. в самом Египте! Пришел фараон — который не помнил Йосифа… Нового фараона лично не спасали от голода, и поэтому великая, но как бы локальная слава Йосифа — была «сдана в архив».

Итак, первая вроде бы нестыковка — Йосиф — служка или царедворец — явилась очень даже логичной стыковкой, пролившей свет — на множество тем, включая завязку второй книги Торы, сюжет начала истории евреев как народа….

То есть Йосиф — вполне «заслужил» в Ханукие роль более высокой свечи — и ханукальный светильник вполне отразил сны Йосифа, в которых он возвышался над братьями.

ВТОРАЯ КАК БЫ НЕСТЫКОВКА.

В Ханукии 9 свечей, в Торе было 12 братьев.

Система свечей — 8+1 имеет красивое смысловое наполнение.

У Яакова было 12 сыновей, но они делились на четыре группы — так как они были от ЧЕТЫРЕХ матерей.

И нам сейчас не важно, что одна из групп — сыновья Леи, была более многочисленной (в ней было 6 сыновей, а в остальных группах по 2).

Если взять в более обобщенном смысле — то 8 свечей символизируют четыре группы — по два, четыре группы сыновей Яакова — рожденные от четырех мам.
8=2+2+2+2

Два — это первое множественное число
(один — единственное число).

Поэтому восемь свечей — это четыре группы….
То есть восемь свечей — символизируют структуру 12 братьев — сыновей Яакова от четырех жен.

Второй «камень преткновения» в этой части (который становится во главу угла)!

Йосифу достаются как бы две свечки.

С одной стороны — Йосиф — часть [пары] рядовых свечей.
Так как в паре сыновей Рахели — он является одним из двух сыновей.

И он же шамаш — девятая свеча — как царедворец-спаситель….

И тут к нам приходит целых две (как минимум) интерпретации….

1) Во-первых, как спаситель — Йосиф спасает (от голода) и самого себя. Ведь он тоже ест то зерно, которое он запасал….

Так что Йосиф — и спасаюший (как свеча-шамаш), и спасенный — как одна из восьми свечей….

2) А теперь — увидим еще один интересный момент.

Йосифу — отец дает двойную порцию наследования. Двое его сыновей — получают титул основателей колен…..

Похоже, что Менаше — это рядовое колено. (свеча из восьмисвечника)
А Эфраим — это выделенное колено….. (свеча-шамаш)

Кстати, в будущем из колена Эфраима — выйдет Йеошуа бин Нун, лидер евреев в эпоху завоевания Израиля…. (лидер-шамаш)

Так что Йосиф заслуживает две свечи — и сама Тора в лице Яакова выделяет ему два колена.

Любопытно, можно назвать эту схему — «Йосиф — спаси себя сам»….
То есть, двойная порция Йосифа в том, что он и один из братьев, и тот? кто спасает и себя, и их…..

А теперь увидим еще один интересный аспект этой схемы.

Братья в начале ненавидят Йосифа, он для них почти враг (которого они даже чуть не убили).
Братья в конце благодарны Йосифу, за то, что он явился их спасителем — причем в ДВУХ смыслах.

Во-первых, Йосиф спас братьев (и папу… и себя) от голода.
Во-вторых, Йосиф был режиссером сценария, по которому братья сделали тшуву, то есть раскаялись в своем проступке.

Снова двойной статус Йосифа — «дважды герой еврейского народа», дважды спаситель!
и в физическом (спас от голода)
и в духовном (организовал тшуву) смыслах.

Далее….

Я хочу подчеркнуть, что у евреев есть знаменитый титул «ЭЗЕР КЕНЕГДО», что переводится как помощник-оппонент.
Этим статусом объясняют роль жены — по отношению к мужу. Она и помогает мужу, и спорит с ним.

Но в данном случае — это еще и описание роли Йосифа.

Сначала он оппонент, почти враг — в глазах братьев.
А потом он помощник, и даже спаситель братьев — и от голода, и от позора.

ТРЕТЬЯ НЕСТЫКОВКА.

А теперь «пройдемся» обратно — от символизма Ханукии к сюжету Торы.

Яаков обращает внимание, что во сне Йосефа — Луна, поклонившаяся Звезде Йосефа — должна означать Рахель — которая уже умерла, по отношению к живому Йосефу….

Как нам «разрулить» эту нестыковку?

Весьма забавно, что мы начали наш текст с цитаты из совковых лозунгов «[партия] — слуга народа!».
Второй лозунг, который нам поможет, а также напомнит незабвенное советское прошлое: — «[Ленин] — ВСЕГДА ЖИВОЙ!»…

В данном случае — РАХЕЛЬ (мать Йосифа) — ВСЕГДА ЖИВАЯ,

То есть, Рахель из сна Йосифа — продолжает действовать в жизни семьи, несмотря на то — что она уже умерла…
И Рахель — вполне может позволить себе поклониться своему сыну, даже не будучи физически присутствующей среди членов семьи…

Это в буквальном смысле — очень жизнеутверждающая идея. Все те из нас, у кого умерли кто-то из родителей — должны видеть мир так, что родители всегда с нами, даже если и не в форме живых людей, но в более тонкой, и более духовной форме.

Интересно, что по отношению к Рахели (по сравнению с остальными Праотцами) — эта идея выглядит наиболее проявленной.

Рахель умирает как бы «досрочно»……

И в каком-то смысле можно сказать, что она (за сценой) продолжает помогать своему любимому сыну Йосифу…..

Возможно, что канал работы со снами — связан не только со Вс-вышним, который посылал Йосифу и сны и их интерпретации, но и с Рахелью, которая была соучастницей работы этого духовного канала….

И Рахель даже «оставила свой автограф» в виде Луны из сна Йосифа, на что обратил внимание Яаков — у которого Рахель была любимая жена.

Так что наши ушедшие родители — могут приходить и во сне……
И могут «за занавесом сцены» управлять и помогать своим детям…..

И кстати — еврейский народ — воплотил свою связь с Рахелью и в наши дни.

Самый популярный еврейский амулет-талисман — это красная веревочка (нить), которую евреи и не только носят на запястье —
и эту нить обычно связывают с могилой праматери Рахели.

То есть, евреи с помощью красной нити — хотят, чтобы праматерь Рахель помогала нам — так же, как она помогала своему любимому сыну Йосифу.

ЛУНА — КАК ДУХОВНЫЙ СИМВОЛ

Более того — Луна — которая в сне Йосифа символизировала Рахель — один из самых важных символов в духовных учениях.

С одной стороны — Луна светит ночью.
Это символизирует работу в скрытых (ночных) измерениях.
(в том числе и работу со снами).

С другой стороны — Луна светит не своим светом,
но светом, отраженным от Солнца.

Это учит нас, что (правильные) духовные сущности, к которым мы обращаемся — должны рассматриваться не автономно,
но как ретрансляторы Света Вс-вышнего, так же как Луна отражает свет Солнца.

Поэтому — когда мы обращаемся к образу мамы, которая находится в мире душ (то есть уже не с нами, но в духовном мире),
мы понимаем, что мы обращаемся к каналу Света Вс-вышнего, приходящему к нам — через душу и образ наших мам.

И на «десерт»!

Вспомним — где похоронена Рахель?
В городе Бейт Лехем.

Что переводится как ДОМ ХЛЕБА!
ДОМ ХЛЕБА — это те самые хлебохранилища, которые построил Йосиф, спасая мир от голода.

КРУГ ЗАМКНУЛСЯ…….

С чем мы поздравляем всех читателей….
И поздравляем с Ханукой (и кстати, с Рош Ходешем, в который я пишу эту статью…..)

ПОСТСКРИПТУМ:

И самая последняя точка….
Сейчас мы плавно переходим из Кислева в Тевет.

В конце месяца Тевет — будет Йорцайт моей мамы (15 лет с дня ее ухода) — ее звали Бела бат Матус (Матитьяу), и ее душа была явным соавтором моего текста….

Более того — сегодня моя мама играла активную роль в моем сне…..

Раскрою даже маленький секрет….. который я осознал только что.

В конце своего сна я пытался делать какую-то рутинную вещь, и тут прибежала (во сне) моя мама и стала меня буквально «дубасить» чем-то и кричать на меня….. но очень любя…..

И я проснулся в 4 утра, и с 4 до 6 утра я написал этот текст.

Но смысл этого ВЫЗОВА был в том, что она явно (и это было очевидно даже во сне) — очень хотела, чтобы я сделал что-то важное…..

То есть, если во сне Йосифа — его мама проявилась в виде образа Луны, то в моем сне — мама вполне конкретно буквально «вломилась» в мой сон — и проявила волю…. заставив меня написать этот текст….

Так что души наших мам — могут удостоиться стать соавторами наших достижений….. если мы будем готовы воплотить в жизни то, что (в том числе) хотят от нас наши мамы….

Еще раз Ханука Самеах!

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук

Родился в Киеве в 1964 году в очень творческой семье.
Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы. Ефим – сын знаменитого писателя, известный лектор и психотерапевт, автор книг «Вне диалога – пропасть» , «Тора и психология» , «Перевоплощение».

1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио (Нью-Йорк 96.7FM & Москва 1503 АМ - по средам) с программой "Еврей в законе" и мн.др.
С сентября 2004 года живу с женой и четырьмя детьми в Бруклине - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. С 2010 года открыл персональный сайт, см. веб-архив. (см. также принципы подбора материалов ).

В "доеврейском" прошлом:

В детстве вместе с родителями прошел через увлечения оздоровительными системами, восточной философией и мистикой.
1977 - 1979 учился в Киевском естественно-научном лицеи №145
1979 наша семья попала в отказники...
1982-1989 - учился на мех-мате Киевского Университета (с перерывом в 2 года на службу в Советской Армии).
1989-1994 работал МНС в области экспертных систем в сильнейшей команде Константина Вершинина в славном киевском Институте Кибернетики, и параллельно работал СНС в киевском Институте психологии в отделе Новых Информационных Технологий Обучения в команде Ефима Машбица.

Вся эта горючая смесь (включая мн.др.) а также мое появление в однофамильном граде БРУКлине, наконец, простимулировали меня к работе не только в устном, но и письменном жанре.
Занятия кабалой, хасидизмом и психологией - не дали моему пониманию иудаизма остаться в сухих рамках пересказа учителей прошлого, но включили "второе дыхание" новому пониманию классики, интересному для человека сегодняшнего дня. К сожалению, очень часто две части еврейского мира – светская и религиозная – воспринимают друг друга, как жителей разных планет. Популярная русскоязычная газета Америки «Еврейский Мир», где с 2006 года печатаются мои статьи, - один из мостов, соединяющих две «планеты», дающий светским читателям качественные знания о еврействе.