Поделиться

Зачем облизывать чужие коврижки, если дома ждет вкусный горячий обед?

Мы знаем, что в Бейт hа-Микдаше (в Храме) горела Менора — семисвечник. И сделана она была из цельного куска золота.

В начале нашей недельной главы дается заповедь о ее зажигании. И мы читаем: «Когда зажигаешь светильники…» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 25) говорится, что Менора была олицетворением мудрости, а ее свет символизировал Тору. Как сказано, например, в Танахе: «Ведь светильник — это заповедь, а Тора — свет» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 6, ст. 23).

В Талмуде (трактат Берахот, лист 57) наши Учителя отмечают, что тот, кто видел во сне оливковое масло — узрит Свет Торы.

Рав Нафтали Берлин (Нацив; Литва – Беларусь, 19-й век) в своем комментарии под названием ha-Эмек Давар разъясняет, что в семи светильниках Меноры содержится намек на семь видов мудрости. Таким образом, Тора включает в себя всю Мудрость, все накопленные в мире научные и прочие, важные и необходимые нам знания. Они объединяются в ней и образуют единое целое.

Поэтому сынам Израиля нет нужды пастись на «чужих полях», перенимая чужие традиции и чуждое мировоззрение, ведь у них есть Тора — источник всей Мудрости.

Хазон Иш (рав Авраам-Йешаягу Карелиц, Литва – Израиль, первая половина 20-го века) давал профессиональные советы оперирующим врачам, исходя из законов о трефном (буквально — «разорванный»; трефными называют мясо животных, растерзанных хищниками, оно запрещено евреям в пищу). А агрономов и фермеров он наставлял, используя законы о килаим (килаим — «гибриды», гибридные смеси).

Нет такой области в науке, которой в Торе не уделялось бы внимание.

Европейские народы, потомки Эсава (брата-близнецы нашего праотца Яакова), кичатся своей культурой и достижениями в ней. Только, если присмотреться — окажется, что лучшие носители ее, все эти гении пера, кисти и скрипичного ключа, имеют весьма удручающий моральный облик. А зачастую — просто отъявленные мерзавцы и антисемиты.

Тут уместно рассказать такую притчу.

Два ученика — один из состоятельной, аристократической семьи, другой из бедной — возвращались из школы. Первого мальчика ждал дома шикарный обед, состоящий из изысканных блюд. Второго — вчерашний суп и подсохший хлеб. Их путь лежал мимо кондитерской. Дурманящий запах свежей выпечки сводил мальчишек с ума.

— Давай зайдем, посмотрим, что там испекли, — предложил один из подростков.

Оказавшись в царстве тортов и пирожных, дети стали отщипывать и отламывать лакомые кусочки. Вскоре их поймали, что называется, на горячем. И с позором препроводили назад, в школу, где они предстали пред суровыми очами их учителя и наставника, который, конечно же, потребовал от них объяснений.

— Голова кружилась от голода, — сказал в свое оправдание мальчик из бедной семьи. — Вот я и не устоял перед искушением. Но больше это не повторится.

— Что ж, на этот раз прощаю, можешь идти! — огласил свое решение учитель.

Настал черед оправдываться сыну богатых родителей. Он видел, что его соученика отпустили, значит, и его отпустят с миром. Поэтому он не произнес ни слова, а просто стоял и молча ухмылялся, ожидая, когда ему позволят отправиться домой.

Учитель тоже молчал. Он несколько секунд внимательно всматривался в ухмыляющуюся физиономию. А затем размахнулся и дал подростку звонкую пощечину.

Ученик вскрикнул от боли, унижения и удивления.

— Ты плотно перекусил в школе, дома тебя ждал вкусный, горячий обед, — недоумевал учитель. — Так что ж, ты позарился на чужие коврижки?..

Бедный ученик в этой притче олицетворяет народы мира. Ученик из богатой семьи, богатой традициями, своей историей и заповедями — еврейский народ.

Главный посыл сей истории — не следует перебивать себе аппетит чужими пирожными (чужой культурой), когда дома ждет вкусный горячий обед — Тора.

на основе комментария магида из Дубно
(раби Яаков бар Зеев Кранц, 1741—1804 гг.)

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com