Поделиться

Закон о красной корове в наше время

В час, когда Моше поднялся к небесным высям, он услышал голос Пресвятого, да будет Он благословен. Тот был занят отрывком о красной корове и произносил законы от имени сформулировавших их мудрецов (Мидраш Танхума). [1]

Заповедь о красной корове в наше время

В Торе есть заповедь, повелевающая взять красную корову, зарезать ее, сжечь, собрать пепел и смешать его с водой. Вода с пеплом необходима для очищения от нечистоты, связанной с мертвым телом. Без очищения от этого вида нечистоты невозможно в полной мере возобновить функционирование Храма в Иерусалиме и невозможно по-настоящему выполнить такие заповеди, как трума и хала, поэтому приношение красной коровы является ключевым моментом, необходимым для восстановления полноценного еврейского образа жизни. В данной статье мы постараемся разобраться возможно ли исполнение этой заповеди в наше время и что уже для этого сделано. Тех, кто связывает приношение красной коровы с концом света, хочу сразу успокоить. В иудаизме такое понятие просто отсутствует.

Краткое описание заповеди о красной корове [2]

Надо взять совершенно красную корову. Два растущих рядом волоска другого цвета делают её непригодной. У коровы не должно быть физических изъянов. Непригодна корова, которой воспользовались для выполнения любой, даже самой минимальной, работы. Корова обязательно должна быть старше двух лет и желательно не старше четырех лет. Корова должна быть куплена на деньги, собранные со всего еврейского народа.

Сжигать корову должен ритуально чистый первосвященник или коэн в ритуально чистом месте, напротив Храма с восточной стороны. Сжигающий должен быть одет в одежды простого коэна.

Из-за высокой значимости этой заповеди мудрецы установили многочисленные устрожения в вопросах ритуальной чистоты, связанные с её выполнением, намного превышающие требования Торы. Коэн, избранный для исполнения этой заповеди, в течение семи предшествующих дней находился в специальном помещении на Храмовой горе, где к нему никто не мог прикоснуться, и где все предметы были сделаны из материалов, не принимающих ритуальную нечистоту. В каждый из семи дней на коэна брызгали воду, смешанную с пеплом от предыдущих красных коров, причем это должны были делать коэны, никогда в жизни не контактировавшие с нечистотой мертвого. Для этого в Иерусалиме были оборудованы специальные места, где с рождения находились дети, которым предназначалось впоследствии, сидя на широких пластинах, положенных на быков, добраться до Силоамского источника, набрать из него воду, отвезти её на Храмовую гору, добавить в неё хранившийся там пепел от предшествующих красных коров, и побрызгать этой водой на коэна, которому было поручено сжечь красную корову.

Корова и сопровождающая её процессия выходят из восточных ворот Храмовой горы в направлении Масличной горы. Чтобы избежать контакта с нечистотой они двигаются по специальному арочному мосту, препятствующему распространению нечистоты, исходящей от расположенных под ним могил. На Масличной горе должен быть сооружен костер в форме башни. Для него используют бревна кедра, сосны, кипариса и смоковницы. Конечности коровы связывают веревкой из растительных волокон и кладут её на костер так, чтобы голова была с южной стороны, а морда была повернута на запад. Коэн стоит к востоку от нее, лицом к западу, перерезает ей шею правой рукой, набирает кровь в левую руку, окунает палец правой руки в кровь, набранную в левую руку и семь раз брызгает в направлении Святая Святых Храма, вытирая палец о шкуру после каждого кропления. Затем коэн спускается вниз, поджигает ветки, кладет их под бревна, образующие костер, и поддерживает огонь до тех пор, пока большая часть костра не будет объята пламенем и пока не лопнет брюхо коровы. После этого он берет ветви кедра и иссопа, связывает их червленой шерстью и бросает в огонь, пока корова еще не превратилась в пепел. Когда костер догорит, чтобы измельчить сгоревшие остатки коровы и бревен, по ним бьют палками. Полученный пепел просеивают через сито и делят на три части. Одну часть хранят на Храмовой горе на территории Хейль. Другую, предназначенную для очищения евреев, оставляют на Масличной горе. А третью, предназначенную для очищения коэнов, делят между двадцатью четырьмя сменами коэнов.

Все непосредственные участники сжигания коровы и сбора пепла становятся нечистыми и для очищения должны окунуться в микву.

Из полученного пепла по мере необходимости готовят воду, способную очистить от нечистоты, связанной с мертвым телом. Для этого в сосуд набирают воду из источника, добавляют туда немного пепла и перемешивают. На большую бочку воды достаточно добавить маленькую щепотку пепла, главное, чтобы пепел был виден на поверхности воды. В приготовленную воду макают три веточки иссопа и с их помощью брызгают на тех, кому надо очиститься, в третий и седьмой дни очищения. Для очищения достаточно, чтобы на тело попала хотя бы одна капля очищающей воды.

Эксперимент Института Храма [3]

Несколько месяцев назад представители Института Храма, совместно с профессором Бар-Иланского университета Зохаром Амаром, провели эксперимент, позволяющий на практике понять, как проходит сжигание коровы. Для эксперимента взяли обычную небольшую корову не красного цвета, зарезанную из-за болезни.

Предварительно были проверены характеристики горения разных видов деревьев, и оказалось, что смоковница, неоднократно упоминаемая мудрецами среди деревьев, наиболее подходящих для костра, горит лучше других видов и образует самый мелкий пепел, почти не требующий дальнейшего измельчения. Из письменных источников [4] известно, что для увеличения количества пепла, получаемого при сжигании красной коровы, в костер бросали охапки эзова (иссопа) [5] и эзовьяна [6]. Оказалось, что при сжигании этих растений действительно образуется наибольшее количество пепла. Для примера, зола, образующаяся после сжигания сосны, составляет 2,5% от первоначальной массы древесины, а после сжигания эзовьяна — 16,8%.

Предварительные расчёты показали, что масса дров, требуемых для полного сжигания коровы, должна превышать в пять раз массу туши. Над углублением, сделанном в скалистой породе, был сооружен костер в форме башни, как это и написано в Мишне. На вершину костра с помощью носилок двенадцать человек водрузили тушу коровы, расположив её головой на юг, а хвостом на север, и все сооружение подожгли снизу с помощью горящих веток. Через 5-6 минут весь костер был объят пламенем. Через час сооружение рухнуло, брюхо туши лопнуло, и участники эксперимента, чтобы полностью воссоздать церемонию, бросили туда ветви кедра и иссопа, перевязанные червленой шерстью. Через 3,5 часа костер почти сгорел, но полностью все удалось сжечь только через 8 часов. Угли продолжали тлеть и остыли только через четыре дня, тогда удалось просеять пепел и собрать его. В результате из коровы, весившей 270 килограмм и из деревьев, весивших 1400 килограмм удалось получить 66 килограмм пепла. Поскольку для приготовления очистительной воды, даже в сосудах очень большого объема, требуется совсем немного пепла, по грубым расчётам, полученного количества пепла может хватить на сотни миллиардов кроплений.

Проблемы приношения красной коровы и возможные решения [7].

(Все приведенные ниже алахические выводы неоднозначны, не общеприняты и требуют дополнительного рассмотрения)

Есть много общих проблем, требующих принятия четкого решения, необходимого для восстановления многих заповедей, не соблюдавшихся на протяжении последних двух тысяч лет. Среди них сомнения, связанные с достоверностью родословной коэнов, с изготовлением одежды коэнов, с точным расположением Храма, с точной идентификацией используемых растений и многие-многие другие. Здесь мы затронем только несколько проблем, непосредственно относящихся к красной корове.

Красный цвет коровы [8]

В танахическом и мишнаитском иврите использовались только четыре слова, обозначающих цвета: черный, белый, красный и зеленый. Словом «красный» назывался не только цвет, носящий в наше время название «красный», но и широкая гамма цветов, включающая и бурый, и рыжий, и многие другие. Есть много примеров, из которых видно, что разные оттенки коричневого в древнем иврите тоже назывались словом «красный», например, красные лошади, красный мул, красное зерно льна, красная почва и.т.д. Кроме того, согласно Гемаре, коровы красного цвета – явление обыденное, а вот коровы красного цвета без примеси других цветов, удовлетворяющие всем требованиям еврейского закона, встречаются крайне редко. Следовательно, красная корова не должна быть какого-то необычного красного цвета. Это может быть обыкновенная красновато-бурая корова.

Наличие подходящей красной коровы, удовлетворяющей требованиям еврейского закона

За последние годы уже не раз появлялись сообщения о рождении совершенно красных коров в разных точках земного шара. Корова, подходящая для выполнения заповеди, должна быть не только определенного цвета, но и соответствующего возраста, без физических дефектов и это должна быть корова, которой никогда не пользовались для выполнения работы.Чтобы такая корова была под рукой в тот момент, когда появится реальная возможность выполнить заповедь, Институт Храма организовал разведение коров породы Red Angus на фермах, расположенных на Голанских высотах. В 2018 году там родилась потенциально подходящая телка. С рождения она находится под постоянным контролем, в том числе видео-наблюдением, но неизвестно, останется ли она пригодной, когда достигнет подходящего возраста.

Место сожжения

Место сожжения красной коровы должно находиться на Масличной горе прямо напротив входа в Храм. Когда коэн кропит кровью коровы он должен видеть вход в Святилище. Место сожжения должно быть полностью свободно от всех видов нечистоты, и это условие выполнить совсем непросто, учитывая, что на Масличной горе есть и захоронения, и сооружения идолопоклонников.

Из Мишны и Тосефты [9] известно, что на участке, предназначенном для сожжения было углубление, вырубленное в скале, похожее на винодавильню, неподалеку располагалась миква, в которую окунался коэн, и весь этот комплекс был в месте, защищенном подземными полостями от нечистоты возможных подземных захоронений. Археологу Йонатану Адлеру удалось вычислить зону, подходящую по расположению, и найти на ней место, удовлетворяющее описанию Мишны и Тосефты. Там были обнаружены и древняя винодавильня, и миква, и подземные полости, а точнее подземная водная цистерна. Это место располагается во дворе католической церкви Dominus Flevit. По понятным причинам в настоящее время оно не может быть использовано для сжигания красной коровы. Теоретически можно воспользоваться участком неподалеку, но на нем необходимо заранее построить сооружения, препятствующие распространению нечистоты от возможных захоронений, сделать микву, а также построить мост, подобный арочному мосту, описанному в Мишне, по которому на Масличную гору смогут попасть все участники процесса.

Наличие построенного Храма

В Торе написано, что кровью красной коровы коэн должен побрызгать, стоя напротив входа в Скинию. Возникает вопрос, будет ли засчитана заповедь, выполненная в отсутствии Храма, заменившего Скинию?

Написано в Торе: «и побрызгает напротив фасада Скинии» [10], а если Скиния еще не построена, или если ветер отогнул полотнище Скинии, то заповедь приношения красной коровы не исполнена [11]. Мишна говорит: «побрызгал не по направлению к входу в Святилище – [корова] непригодна» [12]. Выполняя кропления, коэн должен стоять напротив Храма, в том месте, где ему виден вход во внутреннее помещение Храма, и брызгать кровью в направлении входа. И также Рамбам пишет, что если коэн побрызгал кровью не по направлению к Святилищу, или зарезал и сжег не напротив Святилища, то заповедь приношение коровы не выполнена [13].

Аналогичная проблема возникает и при выполнении других жертвоприношений. Тора пишет, что животных, приносимых в мирные жертвы, можно зарезать только тогда, когда открыт вход в Святилище [14]. Этот закон распространяется и на другие виды жертв, в том числе на постоянные жертвы [15]. Казалось бы, что раз для жертвоприношений требуется открытый вход в Святилище, то без Святилища, без отстроенного Храма, их приносить нельзя. Но это не так. Жертвы можно приносить на жертвеннике, находящемся на предназначенном для него месте на Храмовой горе, даже когда Храма нет [16], потому что даже после разрушения Храма сохраняется святость места. В этом принципиальное отличие Храма от Скинии. Место Скинии не обладает никакой святостью, то есть, если она еще не построена или уже разрушена, её место не свято и напротив него нельзя принести красную корову. А место Храма остается святым даже когда он разрушен, и поэтому есть мнение, что красную корову можно приносить даже в отсутствии отстроенного Храм, напротив предназначенного для него места. И коэн может побрызгать кровью коровы в сторону еще не построенного входа в Храм, при условии, что он стоит в такой точке, из которой, хотя бы частично, виден пол места, на котором должно быть Святилище.

Наличие хотя бы одного ритуально чистого коэна, а желательно целой группы людей, способных участвовать в сожжении красной коровы, в приготовлении и в сборе пепла

От всех встречающихся в наше время видов ритуальной нечистоты можно очиститься погружением в микву или источник, за исключением нечистоты от мертвого. Согласно Мишне, коэна, сжигающего красную корову, предварительно очищали от этой нечистоты дети, находившиеся с рождения в месте, изолированном от нечистоты мертвого. Для очищения коэна они использовали пепел, оставшийся от предыдущих красных коров. Известно, что этим пеплом продолжали пользоваться амораим еще несколько веков после разрушения Храма, но в наше время его нет, и неизвестно, будет ли он когда-нибудь найден. Вместе с тем, известно, что весь очень сложный процесс очищения коэна, описанный в Мишне, не является изначальным требованием Торы. Он был введен мудрецами из-за саддукеев, ошибочного толковавших законы нечистоты [17]. Изначально достаточно, чтобы красную корову принес коэн, ни разу в жизни не контактировавший с нечистотой мертвого.

По мнению рав Азарии Ариэля, много лет посвятившего выяснению тонкостей законов нечистоты, коэна можно считать ритуально чистым от нечистоты мертвого, требующей очищения пеплом красной коровы, при соблюдении следующих условий [18]:
1.Коэн родился на территории Израиля и никогда не покидал её пределы;
2. Родился дома или в родильном отделении, полностью обособленном от других отделений больницы;
3. Никогда не был в больнице, не посещал кладбища, не заходил в погребальные пещеры и другие места захоронений.

При соблюдении этих условий он все равно будет нечистым из-за прикосновения других нечистых, но это будет нечистота более низкой категории, от которой можно очиститься погружением в микву. Некоторые действия церемонии сожжения коровы, такие как сбор и просеивание пепла, могут быть выполнены не коэнами, а другими ритуально чистыми людьми. Такими людьми, по мнению р. Азарии Ариэля, могут быть геры, недавно перешедшие в иудаизм, и еще не ставшие нечистыми из-за нечистоты мертвого.

Машиах

Рамбам [19] говорит: «С тех пор, как была дана заповедь о красной корове, и до разрушения Второго Храма, эта заповедь была выполнена девять раз. Первую корову принёс Моше Рабейну, вторую – Эзра, семь – от Эзры до разрушения Второго Храм, а десятую корову принесёт Царь Машиах, пусть он раскроется вскорости!» Интересно, что говоря о первых девяти коровах, Рамбам привел мнение мудрецов Мишны [20], а слова про Машиаха добавил от себя и их источник неизвестен. Он же, то есть Рамбам, в послании Игерет Шмад написал следующие слова:

«Обязанность выполнять заповеди не зависит от прихода Машиаха. На нас возложена обязанность заниматься Торой и заповедями, и мы должны стараться полностью их выполнить. А после того, как мы сделаем все, что должны, если Всевышний удостоит нас или наших потомков увидеть Машиаха – очень хорошо, а если нет – мы ничего не потеряли, а только приобрели, делая то, что обязаны».

______________

[1] Мидраш Танхума, Хукат, 8.
[2] Этот раздел написан в соответствии с мнением Рамбама и не учитывает спорные моменты. Практически все приведенные здесь утверждения являются предметом спора мудрецов.
[3] Этот раздел написан на основе лекции, прочитанной профессором Зохаром Амаром, на конференции, посвященной вопросам Храма, 18.08.2019. Официальной публикации результатов эксперимента на момент написания этой статьи пока нет. Полностью лекцию (на иврите) можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=09QjwHILbfA
[4] Тосефта, Пара, 4:6; Сифри, Бемидбар, 19:5.
[5] Идентифицирован Зохаром Амаром как душица сирийская.
[6] Идентифицирован Зохаром Амаром как лаванда стэхадская.
[7] Рекомендую посмотреть лекцию р. Азарии Ариэля, прочитанную на конференции, посвященной вопросам Храма, 18.08.2019: Видео
[8] Вопрос подробно разбирается в מעלין בקודש, גיליון לג, צבע הפרה האדומה, הרב עזריה אריאל.
[9] Мишна и Тосефта, Пара, 3.
[10] Бемидбар, 19:4.
[11] Сифри, Бемидбар, 19:4.
[12] Мишна, Пара, 4:2.
[13] Мишне Тора, Чистота, Законы о красной корове, 4:5.
[14] Ваикра, 3:2; Мишне Тора, Маасае аКорбанот, 5:5.
[15] Мишна, Тамид, 3:7; Тосфот, Йома, 29а.
[16] Мишна, Эдуйот, 8:6; Талмуд, Звахим, 62б; Мишне Тора, Бейт аБхира, 6:15.
[17] Звахим, 103а.
[18] Следует учитывать следующее: Человек становиться нечистым и не может очистится без пепла красной коровы, если он касался мертвого, приподнимал его, передвигал его или находился с ним под одной крышей. Прикоснувшись к ставшему нечистым из-за мертвого, человек тоже становится нечистым, но может очиститься без пепла красной коровы, окунувшись в микву. Земля Израиля считается проверенной от подземных захоронений. По постановлению мудрецов, территория за пределами Земли Израиля считается нечистой, из опасения, что в ней находятся разбросанные человеческие останки. Условия, перечисленные р. Азарией Ариэлем будут достаточными, только если будет принято, что предмет, ставший нечистым непосредственно из-за мертвого, отделившись от него не вызывает такую-же нечистоту, как сам мертвый. Это противоречит общепринятому положению, которое р. Азарья Ариэль пытается опровергнуть в недавно выпущенной им книге טהרת ישראל, где он приводит свыше 100 страниц доказательств.
[19] Мишне Тора, Чистота, Законы красной коровы, 3:4.
[20] Мишна, Пара, 3:5.

Впервые опубликовано на сайте mesto.org.il

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com