Поделиться

Законы исполнения заповеди она | «Путь земли» (дерех эрец)

Творец создал мужчину и женщину так, что они по природе своей испытывают влечение друг к другу. Это влечение – великое благо, поскольку именно оно лежит в основе заповеди супружеской близости. Об этом сказали наши мудрецы: «Путь земли» предшествует Торе» (Тана де-бей Элияѓу раба, 1). Иными словами, Творец заповедал, чтобы человек выражал всю силу чувства, заложенного в нем природой, в освященных рамках брака. Если же он будет подавлять это естественное влечение, то не сможет исполнить заповедь она́ подобающим образом, а значит, не сможет во всей полноте исполнять и другие заповеди.

Сказал рабби Йоханан (трактат Эрувин, 100б): «Если бы нам не была дарована Тора, то скромности мы учились бы у кошки (которая справляет естественные нужды в укромном месте, а затем закапывает их в землю), запрету присвоения чужой собственности – у муравья (который никогда не берет того, что принадлежит другим муравьям), а чистоте супружеской жизни – у голубя (всегда сохраняющего верность самке). А дерех эрец мы учили бы у петуха, ибо он прежде обхаживает курицу и только потом вступает с ней в близость». Обхаживает – то есть ухаживает за ней и ублажает ее перед близостью.

Из этого следует, что существуют моральные основы, которые человек должен осознавать естественным образом, полагаясь на свою совесть и чувства. К этому нас обязывают здоровые инстинкты, которыми Всевышний наделяет от природы все творения. Даже животные ведут себя в соответствии с ними. А Тора возводит над здоровыми естественными чувствами еще один «этаж», она привносит в наши действия заботливость, постоянство, самоотверженность и святость. Но если человек не усваивает основополагающие моральные принципы естественным образом, то в нем есть некий изъян.

Мудрецы говорят, что исполнению заповеди она́ можно научиться у петуха, славного своим умением обхаживать куриц. Поэтому в талмудических источниках его называют гевер («мужчина»). Мудрецы объясняют его поведение аллегорически: когда петух расправляет крылья и взмахивает ими перед курицей сверху вниз, он как бы обещает ей, что после близости купит ей роскошный наряд до самого пола. А после близости он виновато опускает голову, и гребешок его печально опадает. Он как бы просит у курицы прощения за то, что у него нет денег на наряд, и словно клянется, что если у него будут деньги и он не купит наряд, то пусть ему отрежут его великолепный гребешок (см. трактат Эрувин, 100б, а также Таргум Онкелос и другие комментарии, там же).

Так мудрецы хотят научить нас, что мужу следует быть щедрым на комплименты и ласковые слова жене, восхваляя ее красоту, душевные качества и праведные поступки. При этом он не должен бояться преувеличений, как петух, который обещает курице наряд, даже не будучи уверен, что сможет сдержать обещание. Тем самым петух как бы выражает курице свою любовь и восхищение, говоря, что она достойна самого роскошного наряда. А после близости муж не должен вести себя как те мужчины, которые полностью теряют интерес к женщине, отворачиваются и засыпают. Ему следует попросить у жены прощения за то, что он больше не в силах продолжать выказывать ей любовь и восхищение, которых она достойна.

На основе норм естественной морали, называемых дерех эрец, мы можем также прийти к выводу, что в большинстве случаев инициатором близости должен быть мужчина, поскольку его влечение к женщине имеет более заметные внешние проявления. Оно пробуждается очень легко и быстро. А у жены должна пробудиться к нему ответная страсть. Но это – всего лишь общее правило, и каждая супружеская пара должна исполнять заповедь таким образом, какой больше всего доставляет радость обоим супругам (см. ниже, прим. 4). Так или иначе, даже если близость началась не так, как этого хотел бы один их супругов, им все равно запрещено отказываться от исполнения заповеди (см. ниже, п.п. 7-8).

По поводу дерех эрец следует также добавить, что в Талмуде супружеская близость уподобляется трапезе (см. трактат Недарим, 20б). Подобно тому, как к трапезе стол покрывают красивой скатертью, ставят по три тарелки для каждого участника, отдельный стакан для вина и отдельный – для воды, подают сначала закуски, затем первое блюдо, затем второе, а в конце трапезы – десерт, так, и даже более, нужно готовиться к супружеской близости, заповеданной нам Торой. Во время близости нужно продвигаться очень медленно, постепенно переходя с одного этапа на другой, и тогда близость наполнит каждого из супругов истинной радостью. И подобно тому, как даже на самой лучшей трапезе нужно время от времени вносить изменения в меню, ведь и самые вкусные яства могут наскучить, – так, и даже более, нужно вносить разнообразие в комплименты, нежные слова и ласки, которые муж обращает к жене. Все зависит от того, что ей нравится; одни люди любят вносить в меню разнообразие, а другие предпочитают любимые блюда, проверенные временем.

Разумеется, неотъемлемой частью заповеди дерех эрец является и забота о чистоте тела, чтобы не производить на супруга отталкивающего впечатления. При этом элементарная гигиена тела – это обязанность, а всевозможные дополнения сверх необходимого – заповедь. Это касается в равной степени и мужа, и жены. Рав Хисда учил своих дочерей перед свадьбой, чтобы они воздерживались от пищи, которая может вызвать неприятный запах изо рта или проблемы пищеварения (см. трактат Шабат, 140б). Этот вопрос имеет настолько большое значение, что небрежное отношение к гигиене тела может стать веским основанием для развода (см. Шульхан арух, Эвен ѓа-эзер, 154, 1-2). По этому поводу существуют многочисленные указания и постановления на разные случаи, однако общее правило таково: поскольку все люди разные, каждый из супругов должен быть очень внимателен к потребностям и чувствам другого и, само собой разумеется, избегать того, что является отталкивающим согласно общепринятому мнению.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com