Поделиться

Законы изучения Торы (по Рамбаму) | Глава 4, Мишна 1

Шалом, друзья! После долгого перерыва мы возвращаемся к изучению законов изучения Торы из Рамбама, и начинаем четвертую главу. В этой главе мы видим ряд непривычных вещей, которые свойственны восприятию тех дней, вещей, которые сегодня нужно знать, понимать, ценить и адаптировать к нашему времени, к нашей реальности.

Итак, говорит Рамбам в начале четвертой главы. Кого можно вообще учить Торе? Доступна ли она каждому, не каждому и что это такое? Про это говорит наша четвертая глава.

Словам Торы можно обучать только достойного, приятного в поведении ученика, или наивного. Но такого, который ведет себя плохо, сначала нужно исправить, направить его по прямому пути, затем проверить, [ведет ли он себя правильно]; и только после этого его можно ввести в дом учения и обучать. Сказали мудрецы: тот, кто обучает недостойного ученика, как будто бросил камень в честь Меркулиса (вид идолопоклонства — прим. п.), потому что сказано: «Подобен закладывающему в метательную машину груду камней тот, кто воздает честь глупцу» (Мишлей 26:8), а «честь» — не что иное, как Тора, как сказано: «Честь унаследуют мудрые» (Мишлей 3:35).

Если же рав (учитель) ведет себя недостойно, даже если это большой мудрец и все нуждаются в его знаниях — нельзя у него учиться, пока не исправится; как сказано: «Ведь уста служителя сохранят знание, и из его уст черпайте закон: ведь ангел Господа Воинств он» (Малахи 2:7). Сказали мудрецы: если похож рав на ангела Господа Воинств — черпайте из его уст закон; если же нет — не учитесь у него.

Обучают Торе только достойного человека, который себя хорошо, качественно ведет. Тора — это не что-то такое, что нужно давать всем. Это ценность, сокровище. Не каждый ее достоин, и человек должен привести себя к тому, чтобы быть достойным Торы. Или же это должен быть простой человек — не хитрый, без изъяна; такого тоже можно обучать Торе. Но если человек себя ведет недостойно — сначала помогают ему вернуться к достойному поведению, подсказывают ему, как ему следует себя вести, и проверяют, не оставляя дело на самотек. И только после этого пускают в синагогу учиться. До этого — нет-нет! Как вам такое сегодня?

Почему так? Потому что Тора — это ценность. Она украшает человека, она дает ему ценности в жизни, правильный ориентир. Если он ее изначалаьно воспринимает не так, как ее следует воспринимать, то вся эта теоретическая польза может обернуться в беду. И про это вторая часть этого закона…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com