Поделиться

Законы изучения Торы (по Рамбаму) | Глава 4, Мишна 2-3

Добрый день! Мы продолжаем изучать законы изучения Торы из Рамбама. Мы начинаем второй закон четвертой главы. В первом законе четвертой главы мы изучили, кого можно учить Торе — можно не каждого, это важный аспект. Теперь, продолжая тему, Рамбам говорит, как учат Тору, и мы углубимся в то, почему он именно эти моменты озвучивает. Говорит Рамбам:

Как обучают? Учитель сидит во главе, а ученики — перед ним полукругом, чтобы каждый из них видел рава и слышал его слова. Не должен рав сидеть на стуле, когда его ученики сидят на голой земле: либо все сидят на земле, либо все на стульях. Раньше было принято, что рав сидит, а ученики стоят; но еще до разрушения Второго Храма было принято, чтобы ученики сидели.

Рав (учитель) сидит во главе, а ученики перед ним полукругом, и самое главное — чтобы они все его видели и слышали. Рамбам сначала пишет «видели», а потом «слышали», выделяя важности того, чтобы ученики его видели. В чем ценности «видели»? Это как разница между живым уроком, видеозаписью и аудиозаписью. В аудиозаписи материал работает только на слух, в видеозаписи — на слух и зрение, но в живом общении, когда ты вживую видишь человека, все воспринимается намного глубже — работает полный спектр чувств, и учащийся воспринимает не только материал, но и отношение, подход. Это ценность, которая не передается ни слухом, ни хрением — здесь восприятие гораздо глубже, и мы все это чувствуем, когда присутствуем на живых уроках, в сравнении с аудиозаписью или видеозаписью. Поэтому Рамбам выделяет, что важно, чтобы они не только слышали, но и видели учителя.

Важно, говорит Рамбам, чтобы не было такого, чтобы рав сидел на стуле, а ученики — на земле. А как должно быть? Чтобы или все были на стульях, или все на земле. Мы в это дальше углубимся,чтобы лонять, для чего это так и почему Рамбам так уделяет этому внимание. А как было раньше? Рав сидел, а ученики стояли. Но ведь Рамбам только что говорил — нехорошо, чтобы рав сидел на стуле, а ученики на земле? Но так было раньше, и про это мы тоже чуть позже поговорим. А еще до разрушения Второго Храма было принято, чтобы все ученики сидели. Что это за «стоят-сидят», в чем эта разница?

Разница есть. И в этом, по сути, есть работа раввина — адаптировать суть, реальность Торы сквозь изменившееся восприятие, изменившееся отношение. Зачастую в нашей жизни какие-то параметры меняются, и нужно уловить суть Торы, чтобы эту суть Торы, ее зерно, ее ценность, передать дальше. То есть, ни в коем случае не отрезать, не изменять, не убирать, а взять суть, и если что-то раньше было одним, а потом стало другим, это нужно в правильной мере адаптировать, и работа раввина — в том, как это адаптировать. Что адаптировать? Любое обучение, тем более, обучение Торе, несет две ценности. Первая ценность — передать материал, которому ты обучаешь, передать информацию. Вторая ценность — это не просто передать информацию, а передать уважительное отношение к ней, тем более, когда речь идет не просто об информации, а о Торе…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com