Поделиться

Законы изучения Торы (по Рамбаму) | Глава 4, Мишна 4-5

Добрый день! Мы продолжаем проходить законы изучения Торы из Рамбама, и сегодня мы начинаем четвертый закон четвертой главы. Говорит Рамбам:

Если рав объяснил ученикам нечто, а они не поняли, не должен рав злиться на них и раздражаться, но вернуться и объяснить непонятую вещь столько раз, сколько нужно, чтобы все поняли закон во всей его глубине. Также не должен ученик говорить, что он понял, когда на самом деле он не понял, но должен вернуться и спросить еще раз, и даже несколько раз. Если же рав разозлился на него и стал говорить раздраженно — должен сказать ему: рабби, это Тора, и я должен ее учить; но способности мои ограничены.

Если рав объяснил что-то ученикам, а они не поняли — он не должен на них злиться и возмущаться, а должен повторять и повторять, пока они не поймут суть алахи (еврейского закона). Потому что еврейский закон очень компилирован, с многими нюансами, аналитическими моментами, если так — то так, если так — то так, поэтому всегда необходимо именно до сути еврейского закона.

Ученик не должен говорить «я понял», хотя он ничего не понял, и должен спрашивать несколько раз, пока он на самом деле не поймет. То есть, стыдиться того, что что-то не понял, бессмысленно, а есть смысл переспросить — для того, чтобы понять. В этом есть суть всего учения. А если ученик переспросил, потом еще раз и еще раз, и рав начал на него злиться — мол, что же ты не понимаешь, то скажет ему ученик: «Ребе, вот она — Тора, и мне нужно ее учить, но я не могу понять сразу».

Это общий подход к учению: не понял — переспроси. Это твоя работа — понять, это работа рава — объяснить, и вообще это главная функция, главная суть раввинов — обучать Торе, передавать знания о Торе, чтобы они были понятными.

Это был четвертый закон, и поскольку идея продолжается, мы сразу продолжаем пятый закон.

Нельзя ученику стыдиться своих товарищей, которые поняли все с первого или со второго раза, а он — только после многократных повторений: ведь если он будет этого стыдиться — то выйдет из дома учения таким же невеждой, как и вошел. Поэтому говорили мудрецы прежних поколений: стеснительный не учится, а придирчивый не учит.

Ученик не должен стесняться, если другие ученики поняли изучаемое с первого или с второго раза, а он нет. Это совершенно нормально. И вообще, говоря про Тору, неспроста у одного человека одни умственные данные, у другого совершенно другие. Все это дано с Небес. А тут главный момент — насколько человек использует данное ему с Небес. И то, что он быстрее понимает, вообще не делает его лучше…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com