Поделиться

Законы изучения Торы (по Рамбаму) | Глава 4, Мишна 6

Добрый день! Мы продолжаем углубляться в законы изучения Торы из Рамбама, и сейчас у нас шестой закон четвертой главы. Рамбам уже сказал, как ученики должны относиться к раввину, как раввин должен относиться к ученикам, стоит ли человеку стесняться, что он усваивает медленнее, чем другие, или нет, и тут он больше переходит к тому, как правильно задавать вопросы. Это очень интересно, потому что это педагогика давностью девять веков Рамбам жил в 12 веке, и это вещи, которые ему виделись актуальными, правильными, и, возможно, они абсолютно актуальны и имеют ценность для подхода к изучению Торы сегодня, и мы продолжаем! Шестой закон четвертой главы:

Не задают учителю вопрос, как только он зайдет в дом учения, но ждут, пока он соберется с мыслями; и не должен ученик задавать вопрос сразу, как зайдет, но только после того, как сядет и отдохнет. Нельзя двум ученикам задавать вопрос одновременно. Нельзя задавать раву вопрос из области, которой на данный момент не занимаются, чтобы не поставить его в неловкое положение. Рав же имеет право запутывать учеников вопросами и действиями, совершаемыми им перед ними, чтобы улучшить их понимание и чтобы проверить, помнят ли они то, чему он их научил, или нет. И, конечно, имеет он право задавать им вопросы из области, которой на данный момент они не занимаются, чтобы приучить их к быстрой реакции.

Когда рав вошел в синагогу, на него сразу не набрасываются с вопросами, а ждут, пока он усядется, отдышится, может, кофе выпьет — вот, он уже готов, теперь можно. Сразу с вопросами на него не набрасываются. И также ученик — как только забежал, не спрашивает впопыхах вопрос. Нужно уметь ценить свое время, время преподавателя. Ты неточно задашь — он неточно ответит. Сядь, отдышись, соберись с мыслями, скомпилируй точную фразу, точный вопрос — и вперед, удачи!

Двое одновременно не спрашивают. Если двое хотят задать вопросы, то каждый говорит по очереди, чтобы не запутывать друг друга и учителя, иначе получится полный бардак.

Далее. Тора огромная, она включает в себя море тем и, сейчас изучая одну тему, спрашивают вопрос только по ней. Неправильно задавать вопрос по другой теме, потому что во-первых, если у рава нет полного понимания нюансов и аспектов этой темы — он, в лучшем случае, ответит, но не факт. Он может задуматься, и ему будет неудобно, что он не знает, или же он может дать неполноценный ответ, потому что у него в голове сейчас нет полной информации. А ценность вопроса реализуется правильным ответом, и поэтому если хочешь обратиться вопросом по другой теме — например, если сейчас учат трактат Бава Кама, а ты хочешь спросить что-то по трактату Бава Меция, скажи: «Ребе, я хочу к вам обратиться с таким-то вопросом, когда можно будет это сделать?«. Это, наверное, лучший вариант…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com