Поделиться

Законы изучения Торы (по Рамбаму) | Глава 6, Мишна 1-2

Приятного времени суток! Мы продолжаем погружаться в законы изучения Торы из Рамбама, и сейчас мы начинаем шестую главу законов изучения Торы. Говорит Рамбам:

Каждого человека, сведущего в Торе, заповедано почитать, даже если это не твой непосредственный учитель, как сказано: «Встань перед сединой и почти старца» (Ваикра 19:32), то есть того, кто приобрел мудрость (на иврите слова «закен» (старец) и «зе кана» (тот, кто приобрел) звучат похоже — прим. п.). Когда нужно вставать при приближении мудреца? Когда тот проходит в расстоянии четырех локтей (примерно 2 метра — прим. п.), и стоять до тех пор, пока он не пройдет мимо.

Каждый мудрец Торы — заповедь его выделять и уважать, несмотря на то, что он — не твой учитель. То есть, до этого мы говорили про «твоего учителя» — того, у которого человек учился, и его он должен уважать. Но этим не ограничивается. Любой мудрец, образованный — его также нужно уважать. Как, почему? Если он не твой учитель, почему вдруг? Потому что сказано: «Перед сединой вставай и уважай лик старца». Мы сейчас будем разбираться в слове «закен». Это не просто старец, на иврите все куда глубже. «Закен» — это как компиляция двух слов. «Закен» — «зе шекана», «тот, который приобрел мудрость». То есть, на иврите «закен» — это не просто старец, это старец, который приобрел мудрость.

Интересно, что никто не станет исследовать и убеждаться: «Так, секундочку, подождите, вы приобрели мудрость или не приобрели мудрость, я не знаю, мне нужно вставать или нет?». Это странно и не нужно, такая концепция.

А с какого момента нужно вставать, когда к тебе подходит старец? С момента, когда он приближается к тебе на четыре локтя. А когда можно сесть? Сесть можно, когда он уйдет с твоих глаз, то есть, скроется и ты уже не будешь его видеть.

Это первый закон, и мы сразу переходим ко второму закону шестой главы…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com