Доброго дня! Мы продолжаем изучать законы изучения Торы из Рамбама, и сейчас у нас седьмой закон шестой главы. Говорит Рамбам:
Если зашел обычный мудрец, встают только те, кто находится в расстоянии четырех локтей от него, а тот, кто стоял, продолжает стоять, пока этот мудрец не пройдет и не сядет на свое место.
Когда мудрец заходит в бейт мидраш, все, кто находится от него в радиусе четырех локтей (сидящие), должны перед ним встать. А если человек стоял — то продолжает стоять, потому что что ему делать? Присесть и встать? Нет, он стоял и будет дальше стоять, пока этот мудрец не пройдет и не сядет на свое место. Когда он сел на свое место — все уже могут заново садиться.
Сыновья и ученики мудрецов, в которых нуждается народ, могут проходить к своему месту, даже если при этом приходится расталкивать толпу; и не похвально ученику мудрецов заходить в числе последних. Если же ему пришлось выйти — возвращается на свое место.
Ученики мудрецов, а также их сыновья, когда они играют какую-то роль в обучении, у них есть какая-то функция в бейт мидраше, могут расталкивать людей, чтобы пройти и сесть на свое место — вероятно, их место впереди в бейт мидраше, рядом с раввинами. И это негоже ученику мудрецов — приходить последним в дом учения. Они должны быть примером и приходить раньше. Кроме того, если ясно, что они потом будут проталкивать людей — так разве это разумно, что они придут в конце? Пусть придут вовремя, и никого не нужно будет расталкивать.
Если приспичило и нужно было выйти — возвращается на свое место. То есть да, он может всех растолкать и пройти, чтобы сесть на свое место…
Продолжение смотрите в видео!