Законы изучения Торы (по Рамбаму) | Глава 7, Мишна 1-2 - Рав Шимшон Даниэль Изаксон - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

Законы изучения Торы (по Рамбаму) | Глава 7, Мишна 1-2

Помочь уроку

Доброго дня! Мы продолжаем законы изучения Торы из Рамбама. Сейчас мы начинаем последнюю, седьмую главу этой группы законов, и эта глава, по сути, вся посвящена законам нидуя, законам херема – законам отлучения от еврейской общины, отделения, и мы начинаем:

Признанного мудреца, а также человека в должности “наси” или “ав бейт-дин”, совершившего дурной поступок, никогда не бойкотируют публично, если только он не совершил нечто подобное поступку Иеровама бен-Навата (который, возглавив Северное (“Израильское”) Царство, ввел там из политических интересов поклонение золотым тельцам в качестве государственной религии — прим. п.) И ему подобных. Но за прочие грехи его наказывают тайно, как сказано: “И оступишься днем, и оступится также пророк с тобой ночью” (Ошеа 4:5) – то есть, хоть он и оступился, ночь скрыла его [падение]. Такому мудрецу говорят: уважь свое достоинство и не выходи из дома.

Также, если “нидуй” положен ученику мудрецов, не может суд немедленно вынести такое решение, но следует делать все возможное, чтобы избежать этого. А благочестивые мудрецы прошлого прославились тем, что никогда не вызывались объявлять “нидуй” ученику мудрецов, хотя вызывались приводить в исполнение телесные наказания, если он того заслуживал, и не только за нарушение Торы, но и за нарушение постановлений мудрецов.

Мудрец – уже пожилой и в большой мудрости, а также “наси” (это один из титулов лидера еврейского народа), или же “ав бейт-дин” (глава раввинского суда), который “сошел с пути”, испортился, куда-то его нелегкая судьба занесла – никогда его не отлучают публично от еврейского народа, а стараются всю эту историю с отдалением провести по-тихому, чтобы не было некрасиво из-за его достойного прошлого, и вообще, чтобы это не позорило все сообщество. Так делается за одним исключением – если он несет вред людям – он ведет за собой людей не туда, он опасный для людей, как Иеровам бен Нават – это царь, который поставил идолов на пути к Иерусалиму, то есть сводил весь еврейский народ на путь идолопоклонства, что вообще нехорошо. И вот в таком случае, если действия публичные и опасны для людей, то необходимо публично на это ответить. А если нет, то всегда по-тихому.

Но если он совершил другие преступления – не опасные для общества, не имеющие такого резонанса и не сводящие других к ложному пути, то тогда даже если ему полагаются палки, наказание – он это наказание положенное получает, его прошлые заслуги не освобождают его. Но по-тихому. Как сказано в пророке Ошеа (4:5): “И оступишься сегодня, и оступится также с тобой пророк твой ночью”. Отсюда аргумент, что если пророк, если большой человек оступается – ночь это скрывает, то есть, стараются делать это скрытым, чтобы было красиво, сохраняя достоинство…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Шимшон Даниэль Изаксон Помочь уроку

Обучался в различныз ешивах Москвы и Израиля.

В прошлом - раввин г. Витебска (Беларусь) и г. Вильнюса (Литва).
С 2018 г. Раввин Еврейской общины Молдовы (г. Кищинев). Ассоциированный член "Объединения раввинов Европы" и представитель “ЕЕК - East-European Kosher” в Республике Молдова.