Поделиться

Законы отношений между человеком и ближним | Глава 2. Увещевание

Автор: Рав Ицхак Яаков Фукс
Перевод: рав Михоэль Даниэль Нишлюк

Увещевание

1. Тот, кто видит, что ближний его согрешил и пошел по плохому пути или если он только собирается нарушить, обязан он наставить его на правильный путь и увещевать его, говоря, что тот берет на себя грех, нарушая заповеди. Как сказано: «Наставляй, увещевай народ твой, и не понесешь за него греха» [1].

2. Тот, кто может повлиять на других, чтобы те не согрешили и не делает этого, тоже несет наказание за этот грех. И если человек упускает возможность воздействовать на других и изменить их поступки в лучшую сторону, сказано о нем (Дварим 27, 6): «Проклят тот, кто не исполнит слов Торы этой».

«И знай, что обязан человек сотворенный быть верной опорой и мудрым слугой во всем, что он делает для своего Господина. А верный слуга должен быть скор в служении и спешно замечать, если и другие слуги верно исполняют свой долг…»

3. Заповедь увещевания включает в себя два повеления. Первое – если согрешил человек перед другим человеком, тогда второй не имеет права притвориться и смолчать, а должен сказать обидчику: почему ты сделал мне так то и так то, зачем причинил мне зло? Как сказано: « Не возненавидь брата твоего в сердце своем, наставляй, увещевай народ твой…». Вторая же часть заповеди будет разъяснена ниже.
Если же тот попросил прощения – должно простить. И пусть не станет он проявлять жестокость, не прощая.

4. Если же человек, которого обидели, не хочет ничего сообщать своему обидчику и увещевать его, потому что считает, что тот простак или, что он в тот момент был не в себе, и потому простил его в сердце, а не просто притворился и ничего не возразил – считается это качеством особенной праведности. Тора же запретила именно злопамятство.

5. Если человек вынужден сделать кому-то замечание, не важно, мужчине или женщине, и даже матери и отцу – он обязан это сделать с уважением. Мудреца Торы следует увещевать с должным трепетом и почтением. Так же считается, что мудрец Торы всегда принимает критику.

6. Если человек видит, что его отец или мать ошиблись в алахе, ему следует из уважения к ним указать на их ошибку, показав им этот закон в первоисточнике. Поэтому, если они нарушают непосредственно запрет Торы, нельзя им возразить: «Вы преступили слова Торы», а только скажет так: «Папа, мама, так написано в Торе, так я учил» или «Так я читал», чтобы не устыдить их. Если же они не поняли или не приняли его слов, может сказать им прямо, но все же более мягко, чем словами: «Вы нарушили…» [2].

7. Если дети не достигли возраста «понимания» [3], то есть трех лет, нет обязанности их увещевать или запрещать им что либо, даже в запретах Торы, как у их родителей, так и у других людей. Запрещено, однако, самому предлагать им нарушить запрет или давать им есть запрещенное в пищу, и даже если это только запрет мудрецов.

8. Если ребенок достиг возраста «понимания», но еще не достиг возраста, когда приходит пора его воспитывать, то есть с трех до, примерно, шести-семи лет, обязаны отец и мать наставлять его и отдалять от того, что запрещено, включая запреты мудрецов. Остальные же этого делать не обязаны.

9. Когда же ребенок достигает возраста «воспитания», то есть шести-семи лет, обязанность увещевать его и отдалять от запретов ложится на всех людей. Но это касается только запретов Торы, а не мудрецов. Родители же обязаны предостерегать его от любых нарушений.

10. Если ребенок что-то украл или испортил чье-либо имущество, стоит его за это порицать и наставлять, чтобы впредь он так не делал. И это относится ко всем заповедям между человеком и ближним – должен суд Торы или те, на ком обязанность воспитывать ребенка, увещевать и отдалять его от греха, чтобы он не причинил ущерба. Возмещать его, однако, обязывают только том случае, если украденное было найдено. Хотя более правильным поведением было бы в любом случае заплатить.

11. Всякий, кто принимает порицание и слушает голоса увещевающего – это высшее качество праведности, все доброе заключено в нем и существование самой Торы опирается на него. И так сказал Шломо в мудрости своей: «Ухо, внемлющее поучению жизни, среди мудрецов будет обретать (Мишлей 15/31)». И сказано у пророка: «Обратите слух ваш и идите ко Мне, слушайте, и будут жить души ваши (Йешаяу 55/3)». Одно из качеств, которыми приобретается Тора – «Приязнь к порицанию».

Когда надо порицать

12. Заповедь увещевания тяжело исполнить полностью правильно, так, как этого требует Закон. Потому что надо взвесить в уме, если порицание уместно или все же стоит промолчать. А также должен спросить себя человек – не лучше ли, чтобы человек нарушал неумышленно, чем зная. И так сказал Мудрейший из людей: «Не порицай глупца, чтобы не возненавидел он тебя».

С другой же стороны, заповедь эта – повеление Торы и сказана она всему Израилю, и потому, несомненно, в наших силах ее исполнить. Однако для этого ее надо учить, чему и будет посвящена эта глава.

13. Нельзя увещевать человека, если неизвестно доподлинно и без всяких сомнений, что он совершил грех. И не опираются в этом на предположения, домыслы или слухи. Также, нельзя делать замечания, если сам порицающий нарушает или пренебрегает этой заповедью.

14. Если запрет написан в Торе напрямую и человек нарушает его неумышленно – есть обязанность ему об этом сказать [4]. И в этом случае не говорят, что лучше бы он совершал по незнанию, чем умышленно. Но если запрет из Торы не написан в ней прямо, и ясно для увещевающего, что человек о нем не знает, а если ему сказать он все равно будет нарушать – в этом случае нет обязанности делать ему замечания.

15. Того, кто нарушает умышленно, надлежит увещевать в любом случае, даже если он не послушает, так как о нем нельзя сказать «пусть лучше нарушает неумышленно». И несмотря на то, что человеку не полагается наказания за его грех, если он не станет его увещевать, все же, увещевая, он исполняет заповедь Торы.

16. Если группа людей совершает грех и даже умышленно нарушает заповедь, впрямую написанную в Торе, есть обязанность увещевать их только один раз, поскольку они, возможно, послушают, а также для того, чтобы не могли они потом сказать, что никто не был против. Но после этого – как есть заповедь говорить то, что может быть услышано, так же есть заповедь не говорить того, что услышано не будет.

17. Если распространился среди людей плохой обычай облегчать в каком-либо из запретов Торы, который не написан напрямую – это считается как то, что они не принимают порицания, и поэтому замечание делать не нужно. И это только в том случае, когда преступающих по незнанию стало много. Но если облегчают в этом только немногие – есть заповедь их порицать, даже если после этого они продолжат делать это специально.

18. Те, которые полностью отошли от Торы, открыто нарушая Шабат или употребляя в пищу исключительно трефное, вышли из статуса «народ Твой» и нет за- поведи их увещевать. Есть, однако, в наше время те, кто считает, что они все равно имеют статус «ребенка, взятого в плен», и, возможно, все же примут слова, сказанные с любовью.

19. Если человек, увещевая товарища, видит, что тот резко и неприязненно реагирует на его слова, и ему становится ясно, что он больше не будет его слушать, запрещено продолжать его порицать. Также, если из-за замечания ближний может начать его ненавидеть или станет мстить – он не должен его увещевать. И понятно, что тем более, если это может быть опасно для увещевающего.

20. «Занимающий высокий статус в обществе, не будет слишком милосерден к себе, а только на прославление Имени Вс-вышнего будут направлены глаза и сердце его всегда. В любом же случае, все зависит от его собственного разумения – примут его слова или нет». И все же, Учитель и Наставник, который предостерегал народ, а они его не послушали, о нем сказано: «И ты душу свою спас» [5].

Как надо увещевать

21. Правильное выполнение заповеди увещевания обязывает человека тщательно обдумать его действия и их последствия, прежде чем приступить к самому увещеванию. В это входит и разъяснение обстоятельств случившегося, и лучшее знакомство с тем, кого нужно будет порицать, его личными качествами и характером, для того чтобы выбрать самый подходящий способ увещевания. И самое главное и самое важное в этом – личный пример, который часто может повлиять сильнее тысячи слов.

22. Порицающий товарища, как в заповедях между ним и Вс-вышним, так и в проступках между человеком и человеком, должен увещевать его спокойно, мягкими дружескими словами, сообщив также, что все его намерения ему только во благо. И если тот не примет его слов, будет порицать снова. Тот, кто по своей природе не способен говорить мягко – свободен от заповеди увещевания.

23. Унижающий ближнего в присутствии других людей – нет у него доли в Будущем Мире. Поэтому запрещено увещевать кого-либо, когда кто-то другой рядом, будь то важный человек или нет, а также нельзя упрекать слишком строго до такой степени, что тот покраснеет от стыда. Как сказано: «И не понесет за него греха». Однако, человек совершает грех открыто, его должно упрекнуть немедленно, чтобы не получилось осквернения Имени Небес.

24. Если упрекнул человека за нарушение заповеди между человеком и Небесами, но тот не раскаялся и продолжает совершать свой поступок скрытно, может он стыдить его прилюдно и раскрыть, в чем его грех, пока тот не отступит от проступка. Это, однако, относится только к тому случаю, когда нарушается заповедь, известная среди всех евреев, и все знают, что это грех, а также, у раскрывающего проступок не будет от этого никакой выгоды.

Пути увещевания

25. Тот, кто собирается увещевать ближнего, даже если ему с первого взгляда кажется, что его слова не будут приняты, пусть положится Вс-вышнего, что Он, Благословенный, поможет и вложит в уста его нужные и подходящие слова, говорящие к сердцу ближнего. И даже если уже все было сказано, и тот не принял, все время пока есть надежда, должен продолжать увещевать, даже сто раз. И будет молиться и просить, чтобы были услышаны его призывы к служению Вс-вышнему.

26. Анонимное порицание – это такой тип увещевания, когда нет прямого разговора с человеком, но, в случае надобности, это делается при помощи письма или посылки. Так же можно положить ему книгу или распечатку текста в почтовый ящик или на стол рядом с ним. Или говорить с другим человеком на тему совершенного проступка в непосредственной близости к преступившему. Все это работает не хуже личного контакта.

27. Также не обязательно высказывать все порицание за один раз – иногда увещевание, разбитое на несколько раз, может быть принято более охотно, с меньшим страхом и трепетом, чем сказанное одним махом. Есть те, кто видит намек на такой способ увещевания в строчке «Наставляй, увещевай…» – и даже сто раз. То есть можно разбить порицание даже на сто частей.

28. Также есть еще очень действенный способ делать человеку замечание – советоваться с ним и приобщать его к общей проблеме, чтобы вместе найти решение и действия, которые следует предпринять, чтобы ее решить. Некоторые также находят намек на это из той же строчки, но объясняя ее по-другому – наставляя ближнего, увещевай самого себя. Такое обращение делает возможным более глубокое погружение в детали проблемы, а также затрагивает болезненные моменты, которые могут задеть увещевающего так же как и того, на кого оно направлено.

29. Многие главы поколений советовали назначить повсеместно мужчин или женщин, умеющих приятно и красноречиво говорить, и о которых с теплом и уважением отзываются в общине, чтобы те порицали и влияли на общину, когда это потребуется. И совет этот себя доказал, и особенно в тех случаях, когда все остальные попытки наставить людей провалились.

30. Из всего приведенного выше можно вывести общее правило, что стоит как можно дальше отодвигать время увещевания, чтобы сделать его как можно лучше и более действенно. Но только если это не относится к следующим случаям:

1) Когда происходит осквернение Имени Вс-вышнего.
2) Когда проявляется неуважение по отношению к мудрецам Торы, наставникам или родителям.
3) Когда непосредственно совершается грех.

Закончим эту главу обещанием из Писания: «И обличающим будет приязнь, и придет на них доброе благословение. Уста целует тех, кто отвечает словами верными» (Мишлей 24:25-26).

И так объясняет эти слова Мальбим: «Увещевающие тех, кого положено, а не льстящие вместо этого, чтобы порицать – путь сей добрый, приятен он для души. А порицающие мудро, так, что принимает сердце их порицание, уста их будут целовать, потому что любимы они всем».

______________

[1] Есть несколько объяснений этих слов «и не понесешь за него греха». Рабейну Йона, комментируя строчку, поясняет, что грех заключается в том, что не сделал замечания. Книга «Патшеген Актав» так объясняет его слова: «То есть, должен увещевать его еще до проступка, и тогда не понесешь за него греха, по принципу, «все евреи ответственны друг за друга», так как теперь он не согрешит». По мнению Раши, Рамбама и книги «Хинух» имеется в виду запрет оскорблять и унижать человека, когда делаешь ему замечание. Есть также те, кто видит в этом предостережение, чтобы не стал увещевать его так, что тот станет грешить еще больше. Рамбам в «Илхот Деот» (глава 6, алаха 6) связывает эти слова с запретом напрасной ненависти, то есть – увещевай его, и этим ты изгонишь ненависть из своего сердца.

[2] И лучше сказать это вопросительно, а не утверждением.

[3] Под возрастом «понимания» подразумевается возраст, когда ребенку можно запретить что-то делать или что-либо не есть и он точно послушает. Обычно это около трех лет, но более развитые дети могут достичь его и в два года. (а менее – и в четыре – перев.)

[4] Если это того не унизит и не заденет – прим. переводчика.

[5] Человек должен стараться жить в месте, где живет его Учитель, но только если он принимает порицания учителя. Если же это не так, то пусть живет в другом месте. Потому что лучше для него нарушать неумышленно, чем зная.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com