Поделиться

Законы отношений между человеком и ближним | Главы 6-7. Отношения между мужем и женой. Отношения с соседями

Автор: Рав Ицхак Яаков Фукс
Перевод: рав Михаэль Даниэль Нишлюк

ГЛАВА 6. МЕЖДУ МУЖЕМ И ЖЕНОЙ: МИР В ДОМЕ

1. Мир между мужем и женой особенно важен. В том доме, в котором царит согласие, присутствует и Всевышний. О том, кто любит свою жену как самого себя, а уважает больше, чем себя, говорит Тора: «И будешь ты знать, что мир в шатре твоем».

2. К каждому, кто укрепляет мир в своем доме, Тора относится так, как будто он укрепляет мир между всеми евреями. И обязан человек добиваться мира и согласия, и стремиться к нему настолько, насколько это возможно. И действительно — нет у Всевышнего ничего, что давало бы такое благословение, как мир между людьми.

3. Основа и опора мира и согласия между мужем и женой, а также другими членами семьи, в исполнении Воли Всевышнего посредством соблюдения заповедей и законов, и в особенности законов святости семейных отношений.

Отношения между мужем и женой

4. Самый правильный и плодотворный подход к семейным отношениям состоит в умении супругов уступать друг другу. Супруги не должны придираться друг к другу из-за мелочей, отстаивать свои права по принципу «мера за меру», и тогда и с Небес не станут судить их по всей строгости, потому что каждому, кто поступается своими принципами ради другого человека, прощают с Небес его проступки.

5. Не должен человек нагнетать в своем доме обстановку чрезмерного страха и трепета. Особенно добродетелен тот человек, который знает, что он никогда не вел себя слишком строго со своими домочадцами. Если же требуется их увещевать, пусть говорит слова увещевания спокойно и мягко, как сказано: «Увещевает Всевышний тех, кого любит». И когда упрекают супруги друг друга, они не должны этого делать при детях.

6. Мужчина обязан стараться не огорчать свою жену настолько, насколько это возможно, потому что если есть слезы, то есть и возмездие. И он может получить наказание даже в том случае, если обидел жену лишь словом.

7. Важно относиться к жене с уважением, потому что только из-за нее в дом приходит благословение. Именно поэтому должно человеку есть и пить меньше, чем позволяют его возможности, одеваться по возможностям, а обеспечивать жену и детей даже лучше, чем он может себе позволить. Потому что они зависят от него, а он зависит от того, Кто сотворил мир.

Взаимное уважение

8. Повелели мудрецы мужу уважать свою жену больше чем себя, а любить ее как самого себя. И он обязан радовать ее подарками настолько, насколько позволяют ему доходы, и разговаривать с ней мягко, без раздражения и грубости.

9. Так же повелели мудрецы и жене уважать своего мужа настолько, насколько это возможно, относиться к нему с трепетом, и исполнять его просьбы как прихоти царя, а также ограждать его от всего, что ему не- приятно. И в этом качество сыновей и дочерей Израиля, хранящих друг друга в святости и чистоте.

10. Нет жены лучше, чем та, что исполняет волю мужа. И пусть не будет муж в ее глазах как просто близкий человек, но должна она воцарить его над собой как господина, и тогда муж будет любить ее как свою родную сестру.

Избегать ссоры

11. Если муж и жена поссорились и обидели друг друга, им стоит успокоиться и подождать, пока не пройдет обида. Спустя день или два они должны постараться прийти к согласию и помириться. И так сказали мудрецы: «Мир держится на тех, кто умеет себя сдерживать во время ссоры».

12. В своем доме мужчина должен стараться идти на уступки, и не сокрушаться из-за каждого убытка, случившегося по вине его жены. Спросили однажды мудрецы у раби Зейры, за какие заслуги он удостоился столь долгих лет жизни. Ответил он им: «Потому что никогда я ни к чему не придирался в своем доме».

Примечание: Жена, разбившая какую-либо вещь, занимаясь домашним хозяйством, не должна выплачивать ущерб.

13. Если жена против того, чтобы муж одалживал кому-либо деньги, то пусть он постарается делать это скрытно, чтобы у них не возникло по этому поводу ссоры. И если жена выступает против того, чтобы муж проявлял милосердие по отношению к другим людям, то в будущем она будет держать за это ответ перед Небесами.

Но в том случае, если муж ссужает кому-то деньги за счет собственных жены и детей, которые не смогут получить из-за этого все то, что им необходимо, то он поступает неправильно, поскольку существует принцип, согласно которому «бедные твоего города прежде бедных другого города».

14. К тому, кто бьет свою жену, стоит отнестись строже, чем к тому, кто просто ударил другого человека. Ведь человек не обязан уважать других людей, но свою жену он должен уважать больше, чем себя. Поэтому тот, кто поднял руку на свою жену, заслуживает порицания и должен быть наказан по всей строгости закона.

15. Муж должен позволять жене наряжаться, ходить к соседям, если у нее есть в этом нужда, навещать родителей, а также участвовать в жизни подруг — например, приходить к ним в дни их скорби или на их торжества.

Тот, кто дал обет, что запрещает своей жене посещать скорбящих или ходить на торжества, должен либо снять свой обет, либо развестись со своей женой, потому что данным обетом он как будто держит ее в тюрьме. Исключение составляет ситуация, когда у него есть основания утверждать, что в том месте, куда он запретил ходить своей жене, собираются распущенные люди.

16. Если муж сказал жене, что не хочет, чтобы к ним в дом приходили ее родители, братья или сестры, то она обязана его послушаться. Тем не менее, он должен разрешить ей навещать родителей хотя бы раз в месяц, а также по праздникам, в связи с радостными или, не дай Б-г, печальными событиями.

Родители, братья или сестры жены в этой ситуации тоже не должны к ней приходить, за исключением тех поводов, по которым и ей самой разрешается к ним пойти. Стоит также обратиться к раввину за советом.

17. Если жена не желает, чтобы к ней домой приходили родственники мужа, или она не хочет жить рядом с ними, утверждая, что они ее притесняют и обижают, к ней тоже необходимо прислушаться, если ее слова обоснованы. И в этом случае так же стоит обратиться к мудрецу, чтобы разобраться, кто или что является причиной ссоры.

18. Тяжек разлад в доме человека — хуже, чем пятьдесят наказаний. Поэтому если в доме вспыхнула ссора, не стоит ее продолжать. Лучше смолчать и подождать, пока не пройдет гнев. И только тогда сесть, спокойно поговорить и постараться помириться.

Настоящая любовь

19. Основа любви — это любовь душ, чтобы старались супруги помогать друг другу настолько, насколько они могут в служении Всевышнему, а также, если это необходимо, увещевали и наставляли бы друг друга, с лю- бовью и уважением. Также было бы замечательно для них установить определенное время, в которое они учили бы вместе слова мудрецов — законы или Мусар.

ГЛАВА 7. ХОРОШИЙ СОСЕД, ПРАВИЛЬНОЕ СОСЕДСТВО

20. «»Пойдите и выясните, каков достойный путь, которого следует держаться человеку. Раби Йоси сказал: «Хороший сосед». Это означает, что человек должен сам быть хорошим соседом для окружающих, и, если сможет он быть приятен и любим для пяти или восьми человек, рядом с которыми он живет, то легко для него будет любить всех, кто приходит в этот мир. И получается, что собрал он в себе все хорошие человеческие качества». (Комментарий рабейну Йоны на «Пиркей Авот» 2.13).

21. «»Лучше близкий сосед, чем далекий брат». Потому что он скорее поможет тебе, чем брат, который далеко от тебя» (Комментарий Ибн Эзры на Мишлей 27:10). И если есть взаимовыручка между добрыми соседями — будет человеку от такого соседства только польза.

22. Человек должен стараться быть хорошим соседом, не доставлять каких-либо неудобств и, в особенности, не причинять ущерба окружающим. Потому что именно этим испытываются человеческие качества — как человек решает имущественные вопросы со своими соседями и насколько умеет поступиться своими принципами.

Между соседями: соблюдение тишины

23. Запрещено человеку шуметь в своем доме сильнее, чем это принято и считается допустимым, если этот шум мешает спокойствию и отдыху его соседей. И, тем более, нельзя мешать слишком громким звуком даже одному соседу, если тот болен или попросту не может выносить излишнего шума.

Есть авторитеты, которые считают, что под излишним шумом подразумевается шум, который происходит из-за любой деятельности, которой в этом месте не принято заниматься.

24. Те правила, которые установлены законодательством того места, в котором проживает человек, в отношении часов, в которые шуметь запрещено, становятся обязательными к исполнению и по закону Торы. И в часы, которые установлены для отдыха, запрещено мешать соседям.

Если к кому-либо из жильцов приходит слишком много посетителей, то соседи могут на это пожаловаться, даже если это происходит не в те часы, которые отведены для отдыха.

25. Разрешается включать кондиционер или отопление, даже если они создают шум, при условии что уровень создаваемого шума не слишком высок для такого устройства.

26. Разрешено устанавливать сигнализацию в доме или в автомобиле, даже если при срабатывании она будет издавать очень громкие звуки.

27. Шум, который создают дети во время игры, даже если они активно бегают и прыгают, невозможно запретить: этот шум является естественным условием проживания совместно с соседями. Исключение составляют те часы, которые отведены для отдыха, а также ситуация, когда рядом находится больной человек, а также если дети шумят сильнее, чем предполагают активные игры.

28. В Шабат нет особых правил или запретов, касающихся шума, которые были бы строже чем те, что действуют в будний день. Тем не менее, для родителей правильно найти золотую середину между желанием детей играть и желанием соседей отдохнуть, так как речь идет о Субботе — дне, когда сон считается особенным наслаждением.

29. Написано в Книге Теилим (122:7): «Будет мир в крепости твоей, покой в твоих дворцах». Если человек устраивает в своем доме многолюдное торжество, он обязан считаться с соседями, которым может мешать громкий звук, и постараться либо меньше шуметь, либо перенести наиболее громкую часть торжества в ту часть его дома, которая находится дальше от его соседей (если это не будет сопряжено с особыми затруднениями). И это нужно делать даже в том случае, если шум не настолько громкий, чтобы его запрещать.

Запрет подглядывать или подслушивать

30. Запрещено заглядывать в квартиру соседей, так как этим ущемляется право и возможность соседей пользоваться своим домом так, как им хочется, и, в особенности, совершать в нем действия, которые они хотят скрыть от других. Даже если соседи разрешили заглядывать внутрь их квартиры, все равно не следует стоять и рассматривать то, что там происходит.

31. Некоторые авторитеты считают, что если балконы или окна двух квартир находятся друг напротив друга, то соседи склонны прощать друг другу те ограничения, которые им придется испытывать в сложившейся си- туации. Некоторые также добавляют, что поскольку в наше время человек, который хочет скрыть себя от окружающих, может воспользоваться шторами или опустить жалюзи, то это служит дополнительным основанием чтобы облегчить в отношении данного запрета.

32. Если человек во время ремонта заменил толстую стену, отделявшую его от соседней квартиры, тонкой перегородкой, то его нельзя обязать вернуть толстую стену обратно, несмотря на то, что через новую стенку слышно все, что происходит у соседей. Тем не менее, правильно и хорошо, и кроме того, необходимо с точки зрения исполнения заповеди «возлюби ближнего как самого себя», не слушать, что происходит у соседей. А сознательное подслушивание вообще не приемлемо.

Ущербы, которые могут быть причинены из-за балкона

33. Жильцы верхних этажей обязаны следить за тем, чтобы не причинять ущерб соседям снизу. В частности, они должны стараться не вешать там вещи, которые могут мешать другим, и не лить вниз чистящие средства или краску во время уборки или ремонта. Им также не стоит чистить обувь за перилами балкона. И в любом случае, если по их вине был причинен ущерб — они обязаны его возместить.

34. Если на нижнем этаже были вывешены вещи, и сосед сверху разлил на них чистящее средство или краску, то он должен оплатить ущерб. Если же средство или краска вначале попали на расположенный ниже балкон и уже оттуда стекли на вещи, то он свободен от уплаты.

35. Не стоит развешивать мокрое белье над бельем соседей, которое уже высохло. Но если нет другой возможности или другого места для сушки, то в этом нет запрета.

36. Одежда, игрушки и любые другие вещи, которые упали с верхних балконов на нижние, надлежит вернуть хозяину, выполнив тем самым заповедь «возвращения потери».

Упавшие прищепки, которые разбросаны по саду или по прилегающей территории, не всегда автоматически становятся имуществом жителей квартир самого нижнего этажа (в особенности, если жильцы определили правила, которыми должна регулироваться принадлежность таких прищепок).

Соблюдение правил частной собственности

37. Человеку запрещено брать без спроса газету или другую печатную продукцию из почтового ящика соседей, даже если после прочтения он вернет их на место. В особенности, если известно, что хозяин против. И не имеет значения, являются они соседями по подъезду или по дому, и даже если сам хозяин данного почтового ящика имеет привычку брать чужие газеты действует тот же закон.

Примечание: Совершенно очевидно, что человек, который получил по ошибке чужое письмо, обязан передать его настоящему адресату, и ни в коем случае не имеет права его просматривать.

38. Абсолютно запрещено пользоваться без разрешения водой из крана, принадлежащего соседям, для того, чтобы помыть машину или помойный бак, и даже для питья или поливки сада.

39. Детские коляски, велосипеды или другие личные вещи нельзя брать без разрешения, даже в тех случаях, когда отношения между соседями почти родственные. И тот, кто берет их без спроса, виновен в воровстве.

Одалживание у соседей

40. Тот, кто собирается одолжить у соседей какую-либо вещь или продукты, должен сперва выяснить, не нуждаются ли в этой вещи в этом сами. В противном случае это подпадает под запрет «участвовать в трапезе, на которую у хозяев не хватает средств», который равен воровству по закону, установленному мудрецами. Стоит также вести записи для учета тех вещей или продуктов, которые были одолжены у соседей.

Примечание: Один мудрец имел обычай проверять с наступлением месяца Элул, остались ли у него дома вещи, которые он одолжил у соседей и забыл вернуть.

41. Соседям, которые известны тем, что имеют привычку не возвращать то, что им одолжили, нет обязанности одалживать впредь. И разрешено не разъяснять им истинную причину своего отказа, но все же нельзя врать им напрямую.

Если материальное положение таких соседей позволяет выполнить через них заповедь «цдака», то стоит сразу иметь в эти вещи им одалживаются как милостыня. И в этом случае можно даже изначально засчитать их в счет десятины.

42. Женщина, одолжившая у соседки яйцо и впоследствии нашедшая в нем кровь, по закону все равно обязана вернуть целое яйцо. В то же время, она должна рассказать соседке о случившемся, и если в результате соседка ей простит, то она не обязана возвращать яйцо.

43. Тот, кто одолжил несколько яиц, должен вернуть то же самое количество яиц, даже если возвращаемые яйца будут большего размера, чем одолженные. Однако запрещено возвращать большее количество яиц. Некоторые авторитеты устрожают в этом вопросе и запрещают возвращать яйца другого размера, если разница в размерах учи- тывается на рынке при их купле-продаже.

Продолжение следует…

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com