Поделиться

Законы поста 9 ава, если он выпал на субботу и был перенесен на следующий день

Если 9 ава выпадает на субботу, пост откладывается на воскресенье, а эта суббота лишена каких бы то ни было проявлений траура. В нее едят и пьют, как в любую другую субботу, и устраивают обильные и даже роскошные трапезы (см. выше, гл. 9, п. 4) [1].

Как мы уже говорили (см. выше, п. 4), беременные и кормящие обязаны поститься 9 ава. Но когда пост переносится на воскресенье, этот закон менее строг, и если беременная женщина или кормящая мать ощущает слабость или недомогание, даже не будучи больна, она освобождена от поста (см. Биур Ѓалаха, 559, 9, со слов ве-эйно; Каф ѓа-хаим, 75).

Тот, кто справляет обрезание, обязан поститься 9 ава. Но если 9 ава выпадает на субботу, и пост переносится на воскресенье, то его законы менее строги, и, по мнению большинства авторитетов, справляющим обрезание разрешается прочитать молитву минха после полудня, и сразу же после этого провести церемонию обрезания и устроить трапезу. Но есть и авторитеты, которые это запрещают. На практике обычай таков: обрезание проводят перед окончанием поста, а трапезу устраивают после времени появления звезд [2].

Когда 9 ава выпадает на субботу, и пост откладывается на воскресенье 10 ава, траурные обычаи не нужно соблюдать на исходе поста, и сразу же после времени появления звезд разрешено стричься, стирать и мыться теплой водой. Однако, по мнению многих авторитетов, вечером на исходе поста следует воздерживаться от мяса и вина, так как не подобает сразу же по окончании поста есть мясо и пить вино, которые приносят человеку радость (см. Рама, 558, 1; Мишна брура, 4-5). Некоторые же авторитеты придерживаются менее строгого толкования закона и разрешают есть мясо и пить вино, как только закончится пост (рабби Хаим Виталь, При хадаш).

[1] В Шульхан арух (554, 19) сказано, что в субботу, на которую приходится 9 ава, нет никаких запретов, и разрешена даже супружеская близость, а по мнению Рама, от супружеской близости следует воздержаться, так как в эту субботу существует подспудный траур, который не противоречит празднованию субботы. И сказано в Мишна брура (40) от имени Шней лухот ѓа-брит и Маген Авраѓам, что в ту ночь, когда жена окунается в микве, и существует заповедь супружеской близости, даже те, кто следует мнению Рама, должны положиться на мнение Шульхан арух.
[2] Шульхан арух (559, 8) следует менее строгому толкованию закона и разрешает, если пост 9 ава был отложен на воскресенье, устраивать в день поста трапезу в честь обрезания. Однако другие авторитеты толкуют закон более строго (см. Каф ѓа-хаим, 559, 74; так пишет и Маген Авраѓам, 559, 11). И все же большинство авторитетов придерживается менее строгого толкования закона, и так написано в Мишна брура. Но во многих общинах на практике было принято более строгое толкование; так, Кнесет ѓа-гдола пишет, что такого обычая придерживались в Турции; и написано в Шульхан ѓавоѓа, что так поступали и в Салониках; и таков был обычай в Йемене, как говорится в респонсах Пеулат цадик (3, 147). А в Арух ѓа-шульхан (559, 9) написано, что невиданно и неслыханно, чтобы кто-либо устраивал трапезу в пост 9 ава, перенесенный на воскресенье, и даже в другие малые посты.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com