Поделиться

Пост 10 Тевета

Всем шалом! Сегодня у нас пост 10 Тевета. Мудрецы называют несколько причин, которые связаны с этим постом, и в принципе, они соответствуют трем датам. Первая дата — это 8-е Тевета, вторая — 9-е, и третья, соответственно — 10-е Тевета. 8 Тевета Тора была переведена на греческий язык. С первого взгляда это, вроде бы, хорошо — теперь можно распространять культуру в массы. Но наши судрецы уподобляют это льву, которого загнали в клетку. То есть, если до этого Тора была непостижима для других народов. А в данный момент народы мира могут высказывать разные претензии в соответствии с их непониманием Торы.

9-го тевета умерли два пророка, Эзра и Нехемия, которые возглавляли подъем народа Израиля из Вавилона. Соответственно, 10-го Тевета были окружены стены Иерусалима царем Навухаднецаром. Что такого ужасного в этом событии? Дело в том, что относительно этого комментаторы Талмуда говорят такую вещь: если бы 10-е Тевета могло выпадать на Шаббат, мы бы постились в Шаббат. Но, как известно, все посты у нас переносятся с Шаббата на будни (на воскресенье), а поскрольку после разрушения Храма у нас уже есть четко установленный календарь, то нет такой вожможности, что 10 Тевета может выпасть на Шаббат. Но если бы это было возможным, мы бы постились в Шаббат. А в чем строгость этого дня?

Дело в том, что в этом дне заложено разрушение Храма, то есть, потенциал разрушения Храма начался в этом дне. Что касается нашего времени, то относительно того, что 10-го Тевета был установлен пост в память о разрушении Храма, Рамбам пишет, что сейчас нет буквального смысла в таких постах. Ведь пока мы находимся в изгнании, мы и так терпим эти страдания из-за того, что разрушен Храм. Так в чем смысл поста? Смысл поста, пишет Рамбам, это раскаяние. А в чем раскаиваться? У нас есть Йом Кипур, день, когда мы раскаиваемся во всех своих грехах. В чем же суть дня поста 10 Тевета, почему мы в этот день раскаиваемся? Рамбам пишет, что у нас есть такое правило: в каждом поколении, в котором не построился Храм, он как буд-то бы в этом поколении разрушился.

Иначе говоря, у нас есть потенциал — у каждого поколения, даже у нашего с вами поколения — чтобы построить Храм. Если мы не удостоились этого — значит, мы привели к его разрушению. Как такое может быть? Объясняет рав Хаим Виталь, почему построение Храма зависит от нас. Он говорит такую вещь: несмотря на то, что мы, вроде бы, духовно ниже, чем предыдущее поколение, но несмотря на ту нечистоту, которая нас окружает, мы продолжаем исполнять заповеди. Наши намерения намного меньше, чем у предыдущих поколений, но они имеют намного большую ценность на Небесах. Поэтому несмотря на то, что мы так далеки от танаим, амораим — тех, которые еще видели Храм, которые удостоились этого, и мы уже 2000 лет Без Храма, наши действия могут привести к построению Храма, потому что в том мире, где мы находимся на своем уровне, мы продвигаемся вперед и это имеет большую ценность.

Хорошего всем дня!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com