Поделиться

Замечательная семерка в Торе

Число семь активно участвует в нашей жизни с начала мироздания до сегодняшнего дня. Книга «Бэрешит» повествует о семи днях Сотворения Мира.

  • В первый день был сотворён свет и тьма.
  • Во второй день небесный свод, отделяющий «верхние воды» от «нижних вод».
  • На третий день суша поднялась над водами, и земля по велению свыше произвела травяную зелень и деревья.
  • В четвёртый день Творец установил солнце, луну и звёзды и велел им служить светилами и ориентирами для отсчёта времени.
  • В пятый день появились птицы и рыба.
  • В шестой день — животные и человек. А седьмой день стал днём покоя.
  • Седьмой день – Шабат, это та цель, к которой стремится мир после шести дней творения и шести рабочих дней.

Как атрибут святости и совершенства мироздания, это число включает 7 сфирот (סְפִירוֹת, ед. число סְפִירָה – сфира):

Хэсэд – Милость;
Тифэрет – Красота; Великолепие;
Гэвура – Строгость или Сила;
Нэцах – Победа или Вечность;
hод – Величие, Сияние, Признание;
Йесод – Основа, Фундамент и
Малхут – Царство, Королевство.

Эти сфирот названы Деревом Жизни, так как с ними проявляются духовные качества Творца в материальном мире.

Буквальное значение слова сфира – счёт (учёт), но это также сфера, летоисчисление и эра.

Однокоренные слова этого слова: сифра (цифра), сэфер (книга), софер (писатель), сипур (рассказ), сапир (сапфир), сапар (парикмахер), сфар (граница), миспар (число) и т.д.

Кроме указанных семи сфирот на вершине Дерева находятся:
Кэтэр – Корона (она же Даат – Знание),
Бина – Разум,
Хохма – Мудрость.

Соответственно семи высшим уровням мира, есть семь нижних: шеоль, авадон, гейhином, беэр шахат, тит hийон, цийа, цалмавет. Человек попадает после смерти в один из семи уровней ада – один ниже другого, откуда нет возврата (Батей мидрашот 27). И там он расплачивается за все действия, которые совершал при жизни.

Царь Давид оплакивал Авшалома, любимого сына, поднявшего восстание в Израиле и пытавшегося убить своего отца. Говорил он: «Авшалом, сын мой! Сын мой!», повторял эти слова. Объясняют мудрецы Торы, что семь раз он произнёс слова «сын мой», чтобы поднять из семи уровней ада, от страшного наказания, которому была подвергнута его душа за преступление против Израиля и против родного отца.И последний раз, чтобы уравнять с теми, кто умер своей смертью (Бавли, «Сота» 10-б).

Число семь постоянно присутствует в Торе, в еврейской традиции и во всемирной истории. Это семь законов Ноаха, что даны были для всех поколений людей на земле, это семь благословений, полученных Авраhамом, это также семь плодов Эрец Исраэль, имеющих святость.

Вот часть из наиболее существенных проявлений числа 7 в нашей жизни.

  • Фараон, царь Египта, видел во сне семь жирных и семь тощих коров, семь полных колосьев и семь ущербных.
    Каждое наказание в Египте продолжалось 7 дней.
    Яаков работал на Лавана за то, что получил в жёны Рахель, дважды по семь лет.
    У Итро было семь имён и семь дочерей.
    Моше умер седьмого Адара.
    Семь народов воевали с Израилем, сопротивляясь освобождению Обетованной Земли.
  • И семь раз евреи под командованием Йеhошуа обходили город Иерихон, пока не пали его стены.
  • Праздники Песах и Суккот продолжаются семь дней.
  • В Симхат Тора евреи совершают «шева акафот», семь раз обходят с лулавом и свитками Торы вокруг бимы.
    Семеро приходят в гости к евреям, сидящим в сукке: Авраhам, Ицхак, Яаков, Моше, Аhарон, Йосеф и Давид.
    Менора в Храме, подобно дереву, имела семь ветвей и семь светильников.
    Шесть лет работают евреи в Эрец Исраэль на земле, а седьмой год – «шмита», отдыхает земля.
  • И евреи отдыхают от сельскохозяйственных работ, а своё свободное время посвящают изучению Торы.
  • В седьмой год евреи прощают друг другу долги, «шмитат ксафим», а еврейские рабы возвращаются на свободу после семи лет рабства.
    Семь недель от второго дня Песаха до 6 Сивана – «Сфират hа-омер».
    Семь благословений, «шева бэрахот», читают для жениха и невесты под хупой, и праздник их продолжается семь дней.
    В еврейской традиции есть обязанность для скорбящих семь дней сидеть «шиву», в доме траура.
    Семь мужчин поднимаются в шабат к чтению недельного раздела Торы.
    Семь оборотов ремня следует сделать на руке, возлагая тэфилин.

В Торе мы встречаем число 7 в квадрате, равное сорока девяти и десятикратное число 7 – семьдесят.

Семья Яакова в составе семидесяти человек пришла в Египет и стала многомиллионным еврейским народом. Семь недель, семь раз по семь, евреи шли по пустыне и на пятидесятый день получили Тору, этот день стал праздником Шавуот. Израиль был избран из семидесяти народов.

В пустыне Моше-рабену собрал Совет мудрецов из 70 старейшин, и впоследствии в Израиле стал заседать Великий Санhэдрин, Высший Суд из семидесяти судей.
Средняя продолжительность жизни на земле 70 лет, как сказано: «Дни лет наших – семьдесят лет, а если укрепимся – восемьдесят лет…».

Среди событий прошлого есть одно скорбное, но необходимое событие, повлиявшее на историю человечества. Это перевод Торы на греческий язык по заказу царя Египта Птолемея II Филадельфа семьюдесятью еврейскими мудрецами – «Септуаги́нта».

Раскрывая сакральный смысл числа семь – шева, можно увидеть её прямую связь с швуа – клятвой. Сказано в Торе, что Авраhам передал Авимелеху в Нэгеве у колодца семь баранов, они заключили договор о мире и принесли жертву, и поэтому то место, где они поклялись, названо Бэер-Шава – колодец клятвы (Бэрешит 21:29-31).

Клятва-швуа (שְבוּעָה) посредством числа семь-шив’а (שִבְעָה – мужск.род) или семь-шева (שֶבָע – женск.род) подтверждает ответственность человека за его поступки.
И Творец повторяет для Ицхака клятву, данную Авраhаму хранить и умножать их потомство и наследие.

Поэтому Ицхак, сын Авраhама, в нескольких километрах от этого места уверенно заключил договор с царём плиштим (Палестины), и они поклялись «ваишав’у» друг другу (וַיִּשָּׁבְעוּ אִישׁ לְאָחִיו) о мире. Ицхак выкопал там семь колодцев и основал поселение Беэр-Шева (Бэрешит 26:31).

Семь откровений даст Машиах народу Израиля:
1.Престол славы Всевышнего;
2.Выход на поверхность земли Кораха и всех, кто был с ним;
3.Ган Эден; 4.Дерево Жизни; 5.Гейhином;
6.И всех праведников мира;
7.Умерших, вернувшихся к жизни.
(Сэфер Элияhу, глава «Машиах»).

Вот семь, которых ждёт Небесный Суд:
1.Кто не возлагает тэфилин на голову и не повязывает на руку, на одежде которого нет цицит, нет мезузы у входа в его дом, нет обуви на его ногах;
2.У кого нет жены;
3.У кого нет детей;
4.У кого есть дети, но он не учит их Торе;
5.Кто не спешит исполнять заповеди;
6.Кто не ходит в бет-кнессет;
7.Кто ест без нэтилат йадаим (не омывает руки перед едой).
(Бавли, «Псахим» 113-б).

Люди давно обратили внимание на удивительное число семь, и оно стало значимым для всех народов мира. Пифагор и его последователи считали, что семёрка приносит удачу и является инструментом откровения свыше.

А мудрый еврейский царь задолго до рождения Пифагора сказал об этом так: «Ибо праведник семь раз упадёт и встанет, а злодеи провалятся в беду» (Мишлей 24:16).

С этим числом так же связаны семь цветов радуги, семь нот музыкальной гаммы и седьмой по счёту музыкальный интервал — септима. Вероятно, за всеми этими семёрками скрывается нечто очень важное и глубокое, призывающее нас открыть его тайну (Джордж А. Миллер). Тот, кто найдёт ключ к этой тайне, войдёт в чертоги Творца.

Источник: «STMEGI»

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com