Поделиться

Западная стена надежды

«Котель в течение многих веков является символом веры и надежды многих поколений евреев, местом их паломничества и молитв». Эта цитата позаимствована мною из известной электронной энциклопедии. И именно к этому утверждению можно задать множество вопросов и дать множество ответов.

Например: почему Котель превратился в символ? Почему Котель — символ веры и надежды? Почему именно Котель стал основным местом паломничества?
Почему прошло столько времени, а евреи все равно стремятся к этой каменной стене?
Так как я тоже являюсь частью нынешнего поколения евреев, попробую ответить на эти вопросы, исходя из собственных чувств и понимания.

Как вы поняли, я старательно не называю Котель «Стеной плача» , так как считаю, что это место служит не только для того, чтоб оплакивать два разрушенных Храма, но, в большой степени, — для молитв о Храме восстановленном.

Поэтому мне кажется более правильным называть это место «Стеной надежды», тем более, что традиция оставлять в ней записки с пожеланиями дает еще больший повод думать, что люди у там возлагают большие надежды, что их желания исполнятся.
С надеждой определились, но как обьяснить, что каменная стена, которая никогда не являлась частью самого Храма, стала символом всего народа на протяжении многих веков?

Изучив, даже поверхностно, историю Иерусалима за почти 2000 лет, можно сделать вывод, что сохранение Котеля в том виде, в которым он сейчас находится, — настоящее чудо.

Римские и арабские завоевания, крестовый поход 11 века, при котором было вырезано все мусульманское население, осада Саладина, сильные землятресения в 11 и в 15 веках, Первая мировая война, Война за независимость Израиля, а также Шестидневная война — далеко не полный перечень крупных исторических событий, бушевавших под стенами Иерусалима. Город разрушался и строился, его населяли представители разных народов и вероисповеданий, но каменная стена длиной 480 метров, уходящая под землю на 13 метров и высотой 19 метров, всегда оставалась на своем месте, ожидая своих детей, которые были разбросаны по всему миру. По иронии судьбы еврейский народ пережил ту же историю: на протяжении 2000 лет его преследовали и унижали.

Евреи жили в разных государствах и только чудом спасались от полного уничтожения. Все менялось вокруг евреев, но только они в своем большинстве остались верны своему Творцу. А в 1967 году смогли полностью воссоединиться с Западной стеной.
Это все обьясняет как физическую тягу каждого еврея к Котелю, так и духовную связь с этим местом, ведь написано в (Бемидбар Раба, гл. Насо, 11:2): «Никогда [т. е. даже после разрушения Храма] не покидала Шхина Западную стену».
Перейдем к Песне песней Соломона (2:8)^«Вот стоит [Он — Всевышний] за стеной нашей» говорит Мидраш (там же): «Это Западная Стена Храма, о которой поклялся Всевышний, что никогда не будет разрушена».

Существует много толкований этого стиха, но я остановился на том, что Котель является также и преградой между народом и самым святым местом, а именно, Храмовой горой. Посещение Храмовой горы запрещено евреям, и я не имею виду политические разногласия между Израилем и вакфом. Запрет посещения Храмовой горы обьясняется духовной нечистотой евреев в данный момент времени и невозможностью по определенным обстоятельствам очиститься для восхождения на Храмовую гору.

Духовный барьер — последнее, что должны преодолеть евреи. Для этого нужно оставаться хорошим человеком, не нарушать законы Торы, полностью избавиться от гордыни и не оставаться равнодушным к проблемам других людей. И, может, после всего этого, держась за руку с потомком Давида, мы перешагнем этот барьер.

Автор: Фуад Хаимов

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com