Есть ли для ноахида заповедь делать цдаку, помогать другим? На первый взгляд среди семи заповедей Бней Ноах такой заповеди нет. Однако давайте не будем спешить с выводами и обратимся к первоисточникам.
В Талмуде [1] из стиха «Ибо Я знаю его, потому что заповедает он своим сынам и дому своему после себя: им соблюдать путь Господень, творя милость и суд» [2] согласно некоторым комментаторам (Ран, Яд рама) учится обязанность для Бней Ноах делать цдаку, как мужчинам, так и женщинам. Слово цдака в стихе понимается буквально, хотя по мнению остальных комментаторов тут имеется ввиду достижение консенсуса на суде.
Основываясь на этом месте, в Талмуде объясняется, почему Б-г наказал жителей Сдома за несовершение этой заповеди, как сказано «Вот в чем было беззаконие сестры твоей Сдом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям ее, и руки бедного и нищего она не поддерживала» [3]. Почему же эта заповедь не входит в семь заповедей Бней Ноах? Объясняет Талмуд, что в семь заповедей входят только запреты, а не повелительные заповеди. Следовательно, и цдака не входит туда.
Однако Рамбам в законах о царях [4] пишет, что «если бен Ноах хочет исполнить одну из остальных заповедей Торы ради награды, то мы не препятствуем ему в этом. Например, если он дал цдаку, то принимают от него». Мы видим, что по мнению Рамбама (и многих других комментаторов таких как Раши, Меири) у Бней Ноах нет обязательной заповеди цдака. А жители Сдома были наказаны за поведение, в корне противоречащие нормальному сосуществованию людей. Ведь основной смысл заповедей Бней Ноах — это сделать мир благополучным местом для всего человечества. Другое объяснение: возможно, что до дарования Торы такая заповедь у Бней Ноах была и она была включена в заповедь «плодитесь и размножайтесь», ведь общий смысл этих заповедей — это обустраивать мир и делать его лучше. Но затем заповедь плодиться была передана евреям, и заповедь цдака вместе с ней.
В любом случае, есть ли такая заповедь или нет, помощь другим является благим делом и награда за это безусловно Бней Ноах дается. Доказательство этому мы видим из истории с царем Навухаданецаром и пророком Даниэлем. Даниэль дал царю совет: «Поэтому, царь, да угоден тебе будет совет мой: искупи грехи свои милосердием, а прегрешения – благодеяниями для бедных – так вот продлится покой твой» [5]. И это действительно отсрочило приговор на год, как сказано «Спустя двенадцать месяцев, прохаживаясь по дворцу в Бавэле» [6].
Также это видно из истории, которую рассказывает Талмуд [7]. Однажды мать Швор Малка (царя) дала четыреста динаров цдаки рав Ами, но он отказался их принять. Тогда она послала их Раве, и тот их принял ради поддержания мирных отношений с царем. Узнав об этом, рав Ами удивился и сказал: «Разве не знает он стиха „Когда ветви его засохнут, обломаны будут, женщины придут и сожгут их“?» (Имеется в виду, что когда у идолопоклонников закончатся заслуги их добрых дел, то Б-г их покарает. Так зачем же давать им возможность делать еще добрые дела?).
Здесь нужно отметить, что если Бней Ноах помогает другим не «во имя небес», а просто по доброте душевной, то награду он получит лишь в этом мире. Для того, чтобы заслужить награду в будущем мире, необходимо исполнять заповеди, веря в их Б-годанность посредством пророка Моше (см. Рамбам законы царей гл. 8 закон 11).
______________
[1] Санедрин 57б
[2] Берешит 18:19
[3] Йехезкель 16:49
[4] Законы царей 10:10
[5] Даниэль 4:24
[6] Там же 4:26
[7] Бава Батра 10б
Адаптированное изложение беседы Любавичского Ребе из Ликутей Сихот, том 5, с дополнениями автора.
Автор: Арье Мирецкий
Источник: портал MONOTEISM.RU