Поделиться

Заповедь супружеской близости (мицват она) | Смысл слова она (עונה)

В Торе (Шмот, 21:10) сказано: «…не должен лишать ее пищи, одежды и сожития с нею» (этот перевод стиха соответствует комментарию Раши и сказанному в трактате Ктубот, 48а). Но и есть другое понимание: «…не должен лишать ее телесной близости, покрытия и слияния с нею» (согласно комментарию Рамбана к этому стиху и Ктубот, там же). Слова «телесная близость» подразумевают, что при исполнении заповеди она́ супруги должны быть полностью обнажены, а слово «покрытие» указывает на одеяло или покрывало, которым они должны укрыться во время близости.

Так или иначе, все авторитеты согласны, что заповедь она́ лежит в основе брака, поскольку именно с ее помощью супруги могут наиболее полно выразить любовь, которая царит между ними. Авторитеты расходятся во мнениях по вопросу, что именно включает в себя, согласно Торе, обязанность вступления в брак. Одни говорят: обязанность по Торе подразумевает только исполнение заповеди супружеской близости, а мудрецы постановили, что помимо этого муж также обязан обеспечить жене питание и одежду, потому что иначе супруги не смогут достигнуть истинной радости при исполнении заповеди она́. Более того, настоящая любовь включает также чувство глубокой ответственности за счастье и благосостояние супруга. Муж, который на самом деле любит свою жену, не может не позаботиться о том, чтобы она была обеспечена всем необходимым, то есть пищей и одеждой. Если же этого не происходит, значит, его любовь неискренна, и во время супружеской близости они не могут достичь истинного единения. Другое мнение гласит, что сама Тора обязывает мужа позаботиться о пище и одежде для жены, поскольку, хотя заповедь супружеской близости лежит в самой основе брака, истинная и полноценная связь между супругами должна включать также ответственность мужа за обеспечение жены всем необходимым, то есть пищей и одеждой [1].

Слово она́ (עונה) имеет три значения.

1) «период» – понятие, связанное со временем, поскольку заповедь она́ исполняется в определенные периоды, в зависимости от физических возможностей мужа и особенностей его профессиональной деятельности (такое объяснение этому слову дают Рамбан и Ибн-Эзра в комментарии к Шмот, 21:10).

2) «притеснение», а с другой стороны – «желание», «готовность». Если муж отстраняется от жены, тем самым он притесняет ее. Это соответствует словам Лавана, обращенным к Яакову (Берешит, 31:49-50): «Да надзирает Господь за мною и тобою […] если ты будешь притеснять дочерей моих». Объясняют наши мудрецы, что речь идет о воздержании от исполнения заповеди супружеской близости. Поэтому в Йом Кипур, когда нам заповедано избегать телесных наслаждений, следует воздерживаться от супружеской близости (см. Вавилонский Талмуд, трактат Йома, 77б, и комментарий Роша, там же; трактат Ктубот, 47б, и комментарии Тосафот и Ритва). Подобно тому, если муж овладевает женой насильно, это тоже притеснение, о чем сказано (Берешит, 34:2): «И увидел ее Шхем, сын Хамора Хиввийца, князя земли той, и взял ее, и лег с нею, и насиловал (притеснял) ее». С другой стороны, заповедь она́ заключается в том, чтобы супруги соединились друг с другом с радостью и желанием, проявляя готовность к этому. Поэтому слово она́ указывает также на желание и готовность – полную противоположность притеснению.

Оба этих значения имеют ѓалахический смысл, который заключается в том, что, во-первых, муж обязан исполнять заповедь супружеской близости в установленные периоды времени, в соответствии с его физическими возможностями и особенностями его профессиональной деятельности; во-вторых, единение между супругами должно служить выражением их любви и влечения друг к другу.

Кроме того, ранние законоучители писали, что слово она́ (עונה) указывает также на понятие מעון (маон, «дом»), поскольку муж обязан обеспечить жене место проживания (это мнение приводится в комментарии Ибн-Эзры и Хизкуни к Шмот, 21:10). Это намекает и на глубинный смысл заповеди супружеской близости: соединяясь с женой, муж достигает духовного прибежища, «дома». И действительно, в Торе (Дварим, 14:26) сказано: «…и веселись ты и дом твой» – то есть ты и твоя жена. Сказал рабби Йосе (Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 118б): «Никогда не звал я жену мою «женой», а только «домом моим»».

Заповедь она́ мудрецы называют также «путь земли» (дерех эрец), то есть нечто естественное, соответствующее заведенному порядку и достойному образу жизни. Ведь каждый мужчина по природе своей должен любить свою жену и испытывать к ней влечение, стремясь соединиться с ней и доставить ей наибольшее наслаждение и радость. А каждая женщина по природе своей должна любить своего мужа, испытывать к нему влечение и желать его, стремясь всеми силами доставить радость и наслаждение ему. Так Творец создал человека. Это влечение не испытывает лишь тот, кто болен физически или душевно. Поэтому заповедь она́ призвана освятить природное влечение и вознести его на более высокий духовный уровень, но не отменять естественную телесную склонность, с помощью которой мы исполняем эту заповедь (см. ниже, гл. 2, п. 4). Частота исполнения заповеди супружеской близости тоже определяется согласно естественному влечению, соответствующему действительности, в которой живут супруги (как объясняется ниже, в гл. 2, п.п. 6-7) [2].

______________

[1]. Танаи и амораи полемизируют о смысле приведенного в тексте стиха из книги Шмот (21:10). См. Мехильта де-Рашби и Мехильта де-рабби Ишмаэль, там же, а также Вавилонский Талмуд, трактат Ктубот, 47б, и Иерусалимский Талмуд, Ктубот, 5, 7. Так или иначе, все авторитеты согласны, что главным элементом брака согласно заповеди Торы является заповедь супружеской близости; их мнения разделились только по поводу обязанности мужа обеспечивать жену пищей. Рамбам (Законы супружества, 12, 2), ученики рабейну Йоны, Маѓарам из Ротенбурга и Рашба считают, что эта обязанность является заповедью Торы; а Шеильтот, Риф, Рамбан, Рош и Ран – что это постановление мудрецов. Следует заметить: все авторитеты согласны, что невозможно как следует исполнить заповедь супружеской близости, если муж не заботится о том, чтобы жена была обеспечена пищей и одеждой, поскольку любовное единение подразумевает и то, что муж должен во всем заботиться о жене, иначе они не смогут достичь радости во время близости. Вопрос заключается лишь в том, возложила ли Тора на мужа эту обязанность, чтобы радость супружеского единения была полной, или же заповедь Торы заключается в том, что муж должен любить свою жену полноценной любовью, главным выражением которой является радость супружеской близости, а мудрецы объяснили, что для этого он обязан заботиться о ее пище и одежде.

Напомним, что раньше, когда люди добывали пропитание в основном с помощью физического труда, женщинам было трудно обеспечить себя без участия отца или мужа, поэтому Ѓалаха обязывает мужа заботиться о пище и одежде для жены. Но это – не главное в браке, поэтому супруги могут перед заключением брака договориться об условии, что муж не будет обязан обеспечивать жену пищей и одеждой, – например, если она сама имеет достаточно средств на это. Но нельзя, чтобы они заключили договор, освобождающий мужа от исполнения заповеди супружеской близости, поскольку при таком условии брак считается недействительным (см. комментарий Рамбана к трактату Бава батра, 126б; Шульхан арух, Эвен ѓа-эзер, 38, 5). Но если муж, по независящим от него причинам, не имеет возможности исполнять эту заповедь (например, если он лишен такой возможности от природы), то Ѓалаха позволяет заключить брак, основанный на душевной, но не на физической близости (см. ниже, гл. 6, п. 2, прим. 2). Судя по всему, и в таком случае на мужа возложена заповедь доставлять жене телесное наслаждение в меру его возможностей (см. ниже, гл. 2, прим. 3).

[2]. Следует обратить внимание на то, как именно говорится в Торе о заповеди супружеской близости. О ней говорится в контексте закона о человеке, решившем жениться на своей еврейской рабыне. Тора заповедала ему, чтобы он относился к жене наилучшим образом, и даже если он возьмет вторую жену, равную ему по положению, он не должен притеснять рабыню, на которой женился. Вот что сказано об этом в Торе (Шмот, 21:10-11): «Если же другую возьмет себе, то ее не должен лишать пищи, одежды и сожития с нею. А если он трех этих [обязанностей] не выполнит для нее, то пусть она уходит даром, без выкупа». Из этого мы учим, что, когда речь идет об обычной паре, в этой заповеди нет необходимости, потому что каждый нормативный человек, обладающий естественным чувством нравственности, понимает, что такова его обязанность (это и называется дерех эрец). Но в отношении человека, взявшего себе в жены рабыню-еврейку, указание ему о наилучшем отношении к ней является нововведением: если человек оказал благодеяние своей рабыне, взяв ее в жены, то ему запрещено лишать ее супружеской близости, потому что отныне она – его жена (см. Сефер ѓа-хинух, 46). Нечто подобное сказано и о заповеди возвращения потери (Дварим, 22:3): «Нельзя тебе притворяться, что ты не видел ее». Помимо того, что человек обязан возвратить найденную потерю, он должен осознавать, что ему запрещено делать вид, будто он ее не видел.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com