Поделиться

Завтра все будет лучше, чем вчера | Зарисовка. Глава Ваехи

Провидение будущего – солидный бизнес. Цыганки, хироманты, йоги и маги… Евреи, кстати, тоже претендуют на определённые знания о грядущих событиях. Основана наша уверенность на предсказаниях Торы, словах пророков и дошедшей до нас от праотцов и Синая Устной традиции. Посмотрим, что вышло из попытки праотца Якова раскрыть детям перед смертью детали будущего.

И позвал Яков своих сыновей и сказал: “Сойдитесь и расскажу вам, что случится с вами в конце дней. Соберитесь и послушайте, дети Якова, и послушайте слова Израиля, отца вашего”.

Вы, конечно, замечаете странности текста? Мудрецы дотошно их исследуют.

Дубль “послушайте”, в частности, означает: крепко запомните сами мои слова и проникайте в их неповерхностный смысл. Например, так: отсюда выводят законы чтения символа еврейской веры – “Слушай, Израиль!…”.

Раши и другие комментаторы приводят мидраш, что Яков хотел рассказать детям о событиях “конца времён” — но Святое Присутствие (Шехина) оставило его. Согласно книге Зоар, из-за того, что перед ним открылась картина будущего изгнания. Яков опечалился и Святой Дух от него отстранился. Ведь “печаль и уныние – корень корней нечистоты”! И подумал Яков: а нет ли у кого-то из моих детей нравственного ущерба?

Утверждает Зоар, что с сотворения мира не было ещё столь совершенного потомства, как у Якова. И потому пришли приветствовать уходящего в мир истины дед Авраам (вставший справа от изголовья) и отец Ицхак, слева. Но у Авраама родилсь Ишмаэль и дети Ктуры, у Ицхака – разбойник Эсав! “Не это ли постигло и меня?”. И сыновья дружно возгласили:Слушай Израиль! Г-сподь наш Б-г. Г-сподь один (един)”. Успокоенный патриарх опустился на изголовье, благодаря Всевышнего и выдохнув шепотом: “Благословенно славное имя царства Его во веки веков!”. И дальше, с вернувшимся пророческим духом, благословлял детей. Бааль турим подчёркивает, что в слове “и послушайте” на иврите 6 букв – по числу слов в “Слушай, Израиль!…”

Другой мидраш приводит семейную беседу. Когда Яков на мгновение усомнился в них, воскликнули дети: “Проверь наши имена! В них нет букв слова “хет” (грех)!” Ответил Яков: “Да, но в них нет и букв слова “кэц” (конец)! Не оттого ли не должно вам знать, что случится в конце времён?”.

Мудрецы называют различные причины этого сокрытия. Например, что самим сыновьям Якова это знание не помешало бы — даже то, что народу предстоят тяжкие изгнания и финальное Освобождение не близко. Но все ли их потомки будут на подобном уровне? Или же здесь дан урок будущим поколениям: не пытаться рассчитывать день Освобождения. Ошибшись, ты вгонишь в депрессию себя и учеников… Более того, жонглирующий такими цифрами рискует отодвинуть Освобождение, вторгаясь в область сокрытого, в сферу личной тайны и выбора Создателя.

Объясняет рав Шах, что знание о сроках будущего Освобождения несущественно для нас – всё равно же есть заповедь “ждать его (Машиаха) каждый день, пусть он и задерживается”. Единственное, для чего нам полезны точные сроки – это чтобы сделать наше служение Ему более расторопным. В принципе, таков верный критерий и всем другим нашим попыткам заглянуть вперёд: придаст ли это новый импульс нашей духовной работе или просто отвлечёт на второстепенные рассчёты и спекуляции?

Удивляется рав Шваб: как же, ведь известно, что в жизни Яков ни слова не сказал напрасно! А здесь – обещал раскрыть будущее и вдруг перешёл на другую тему?! И отвечает, что Создатель предпочёл кое-что держать до времени в секрете, но многое праотец передал нам в своём прощальном благословении. О войне перед приходом Машиаха (Второй Мировой или, не дай Б-г, будущей?) и падение в конце её Гога и Магога. О воскрешении мёртвых и построении Храмов. Про подобие многих граней грядущего Освобождения спасению из египетского рабства…

Упомянем ещё один аспект, на котором наши учителя особо заостряют внимание. Перед приходом Машиаха должно произойти собирание нашего народа. Слово “кабцу” (собрать разрозненное) относится к коленам Йегуды и Биньямина (и рассыпанным среди них левитам). К тем евреям, которых мы знаем ныне и которые разбросаны почти по всем городами и весям. А слово “асифу” (собирать, прибавляя) – это про потерянные 10 колен, которые живут компактно, просто сегодня они ещё скрыты от нас. Возможно, их потомки даже не всегда помнят о своей связи с Израилем.

Но главный момент “собирания” – это собирание нашего народа в единую семью. Без склок и противопоставлений, которые так любит обсасывать скандально-сенсационная “информация”. Так, как собрались братья у постели отца.

Говорит раби Яков Абухацира, великий мудрец 18-го века из Марокко, что “конец времён” – это другое название Шехины. И что цель “собирания” – тшува, наше возвращение к Источнику. Творец будет раскрываться нам по мере нашего сближения друг с другом и по мере возвращения на пути, ради которых мы действительно пришли в этот мир. Вот, пожалуй, и главное, что нам важно знать о будущем.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com